17218

Тарас Попов, режиссер-документалист: Включайте мозги!

Тарас Попов, режиссер-документалист: Включайте мозги!Вначале был Тарас ПОПОВ-психиатр. Работал в детской колонии и снимал своих пациентов на видеокамеру. Когда видеоматериала оказалось почти на 50 часов, возникла идея сделать документальный фильм. “Опыт Креста” облетел весь мир, взяв призовые места на престижных фестивалях документального кино, и прославил его автора. Так Тарас стал одним из самых известных кинодокументалистов страны. Сейчас он готовит казахстанские фильмы к одной из самых крупных международных конференций документального кино, которая пройдет этой весной в ЮАР.

С Поповым мы встретились в его рабочем кабинете в студии Gala TV. Тут были созданы сначала “Опыт Креста”, затем “Процесс” и “Изнутри”.
- Я сейчас возглавляю региональный отдел международной конференции общественного телевидения INPUT, который собирает документальные фильмы по Средней Азии и Казахстану, - начал нашу беседу режиссер. - В этом году нам удалось отобрать шесть более или менее нормальных казахстанских фильмов, которые прошли первый тур и уехали на предварительный просмотр в Германию. А потом их отправят в ЮАР - в Йоханнесбург.

- Их сняли маститые режиссеры?
- Нет, в основном авторы - молодые ребята из Академии искусств им. Жургенова, которые работают примитивными полубытовыми камерами. И тем не менее снимают очень оригинальные фильмы!

- Вы говорите, что отобрали только шесть фильмов. А вот кинопродюсер Алия УВАЛЬЖАНОВА говорит, что в Казахстане снимается не более четырех документальных фильмов в год...
- Это заказное кино, снятое, например, на “Казахфильме”. Такие на INPUT не попадают. Видимо, это стандартная кинодокументалистика, которая будет показываться по государственным телеканалам. Мы же отбираем настоящее документальное кино, которое сейчас не берет телевидение. Это умные фильмы, которые отражают реальную действительность. Они могут быть даже немного оппозиционными. А на нашем телевидении настоящее документальное кино вообще появляется крайне редко! Даже российские фильмы, не говоря уже о казахстанских...

- Вы сами много снимаете?
- За 2007 год я сделал три фильма.

- А государство сейчас каким местом повернуто к документальному кино?
- Сейчас рыночная экономика, точнее - дикий капитализм, поэтому понятно каким местом... Как правило, все компании работают сами по себе, документалисты живут от заказа к заказу, а между ними они делают что-то свое, для души, некоммерческое, что не продается и не покупается. Вообще продать документальное кино очень тяжело, потому что мировой рынок перенасыщен информацией и довольно-таки хорошими фильмами.

Вот, например, есть специальный веб-сайт галереи Saatchi, куда можно выкладывать свои работы по документалистике. Я как-то зашел туда, глянул - а там тысячи работ! Люди творят во всем мире! Сейчас техника позволяет снимать чем угодно: начиная с сотового телефона. А компьютеры - монтировать снятое абсолютно любому человеку. И если, например, сейчас такого гения, как Сальвадор Дали, разместить на Saatchi - он просто затеряется в толпе.

- Тарас, наши вузы сейчас хорошее поколение кинодокументалистов готовят?
- Академия Жургенова - очень хорошая кузница кадров. 90 процентов работ мне присылают ее студенты и выпускники. Ребята очень умные, делают зачастую шедевры. Их работы постоянно попадают на наш фестиваль “Звезды Шакена”, занимают призовые места. И почему бы нашему телевидению их не транслировать? Ведь многие из них заслуживают зрительского интереса! Но все сейчас построено на коммерции...

В этот момент Тарас Попов прерывает рассказ, чтобы продемонстрировать мне небольшой документальный фильм о... документальном кино. На экране - фестиваль документалистов, где режиссеры смотрят очередную работу о голоде и нищете, а потом идут в шикарный банкетный зал, где пьют дорогие вина и едят замысловатые яства...

- Зачем снимаются фильмы? - задается вопросом Тарас Попов. - Для удовлетворения собственных режиссерских амбиций. Но тут есть парадокс. Все документальное кино, которое попадает на фестивали, жутко драматическое, смотришь - жить неохота. А потом - ужины, где все вкусно едят и заразительно смеются. Им бы в бочку залезть и плакать! Или хотя бы, как Майкл МУР, идти протестовать. Он вообще, по-моему, единственный документальный режиссер, который по-настоящему честен.

- Вы рассуждаете как завзятый оппозиционер...
- Скорее, в последнее время я стал много думать о месте кинодокументалистики в обществе. Вот я снимал тюрьму. Ну и что? Призов нахватали, нам похлопали - а толку никакого. Снимали фильм о проблеме бродячих животных, ездили к женщине, которая в своем доме поселила семьдесят собак, всю жизнь им отдала, а возможностей их содержать не было. Казалось бы все, что ей надо, - это дом на окраине. И вот мы снимаем какую-то философию, получаем призы, а она умирает в полной нищете. В общем, все мы стали походить на стервятников, в том числе и пресса - лишь бы урвать “драматизм”, “сенсацию”. А толку - никакого.

- Одна из последних ваших работ - “Игры воображения” - полностью посвящена шизофрении и лечению ее с помощью арт-терапии. Вы вновь взялись за старое - психиатрию?
- Да, в последнее время я стал заниматься реабилитацией душевнобольных. И начал снимать шизофреника Александра. Хотя бы с той целью, чтобы он посмотрел, где он выглядит нелепо и почему, понял, как оберечь себя, какие механизмы включить, чтобы более или менее походить на нормального человека. Опыт работы с душевнобольными у меня большой.

Александр был моим соседом. Постоянно страдал манией перевоплощения. Я стал его снимать, и за то время, пока мы работали, он настолько увлекся кино, что я даже взял его в соавторы фильма. И ему это очень сильно помогло вообще. Арт-терапией в Казахстане мало кто прежде занимался. Одно время, пока мы не общались, Александр умудрился на свою мизерную пенсию арендовать оператора и попытался сам снимать.
К таким людям нужен особый подход. Вспомните другого шизофреника - художника Сергея КАЛМЫКОВА. Он же вообще гений! Но советским психиатрам до него никакого дела не было. И в конце концов он умер от обычной пневмонии...

В этот момент в студии, где мы беседовали, появился Александр. Поговорил с нами о погоде и жутких дорожных пробках, а потом тихо сел, чтобы не мешать разговору. Прерванный разговор возвращается в русло кинодокументалистики.

- Майкл Мур заставил людей пойти в кинотеатры на документальное кино. Как вы думаете, у нас в Казахстане это возможно?
- Думаю, да. Нужны только люди, которые болели бы этим делом. Нашлись бы обязательно любители! Например, в России проходят два мощных кинофестиваля нестандартного реального кино. Тут ведь в чем проблема? Такое кино не дает расслабиться. Туда не пойдешь с попкорном. А любителей напрягаться мало. Ну скажите, много вы знаете людей, готовых запоем прочитать серьезную книгу? А телевидение - другое дело: оно подразумевает легкость и отсутствие работы мозга.

Виктор БУРДИН, Алматы
burdin@time.kz
Фото Владимира Третьякова

Поделиться
Класснуть

Свежее