Алексей ШМЫГЛЯ, буддийский монах: Жизнь - по барабану
Молодой человек в странном одеянии неспеша шествовал по улицам южной столицы, распевая мантры и рифмуя их с ударами в молитвенный барабан. И окружающий мир - сугробы, голые ветки деревьев, спешащие горожане - приходил в неожиданное согласие с ним.
Буддийский монах Алексей ШМЫГЛЯ (на снимке) бывает на родине в Алматы нечасто, но, когда приезжает, обязательно совершает обряд “уличная практика”.
- Это что - особый ритуал?
- В какой-то степени его можно назвать и особым. В начале каждого года мы стараемся чаще совершать молитву под звуки барабана на улице. Это способствует пробуждению в людях божественной природы, добра, удачи, благополучия и, конечно же, веры.
- Давно монашествуете?
- Двенадцать лет. Вообще-то я учился на историка-религиоведа в Донецке, там и познакомился с буддийской общиной. Мне тогда было 20 лет. После встречи с буддистами мой кругозор расширился, и я решил присоединиться к этому братству. Вот с тех пор и странствую по миру с учителем Дзюнсэй ТЭРАСАВА.
- Стать шраманером (вышедшим из дома. - Ред.) вас побудило желание нести духовную веру всему человечеству или же захотелось таким образом выделиться из общей массы?
- Тибетцы говорят, что жизнь самого плохого монаха лучше, чем жизнь самого преуспевающего, благополучного и счастливого мирянина, потому что она наполнена большим смыслом и счастьем. Главной целью в буддизме является трансформация мыслей: корни страдания находятся внутри нас, в наших собственных мыслях и поступках. Те, кто приходит в монахи с целью выделиться, очень скоро отсеиваются. Монашеский путь означает не просто путешествовать и клево проводить время. Главное - принять веру в бога и, восприняв эту истину, сделать своей сущностью и нести ее людям.
- Как насчет соблюдения обета безбрачия, запрета на спиртные напитки, отказа от жизненных удобств, комфорта?
- В Японии, например, большинство монахов женаты, а в храм ездят на автомобиле, как на работу. Их даже называют домашними монахами. Наш
буддийский орден Ниппондзан Меходзи был создан именно для того, чтобы возродить образ духовного странника, который несет для всех истину. Монахи нашего ордена известны своей активной жизненной позицией, миротворческой и общественной деятельностью, многочисленными маршами мира во имя разрешения конфликтов в горячих точках. Мне самому посчастливилось принять участие в одном из маршей мира, который прошел с июня 1998-го по февраль 1999 года. Взяв старт в Ясной Поляне, мы прошли через Кавказ и Среднюю Азию до родины Будды - деревеньки Капилавасту в Индии. Этот трудный многомесячный переход через десяток государств Евразии стал попыткой возродить традицию духовных путешествий отшельников древности по Великому шелковому пути.
- На монашеском пути часто сталкиваетесь с проявлениями агрессии?
- В основном к нам относятся доброжелательно. Единственная сложность - ходить в монашеских одеяниях. Многие путают нас с кришнаитами. Был даже случай, когда один мужчина назвал меня необычным Дедом Морозом. К сожалению, знания о людях в желто-шафрановых одеждах очень ограниченны. Что касается агрессии, то мы, конечно, сталкиваемся с ней.
Когда я только встал на монашеский путь в 1997 году, сразу попал в Горный Алтай. На вокзале доверился одному человеку, который пообещал устроить меня на ночлег. Оказалось, там был притон. Среди ночи пьяные мужики ворвались в комнату, где я спал, схватили меня и потащили на кухню. Стали грубить, забрали деньги. Неизвестно, чем бы это кончилось, если бы я не улучил момент и не убежал. Ночь я провел в отделении милиции. Моих обидчиков арестовали, и даже был суд. Одного посадили.
А вот в прошлом году мы с моим напарником попали в настоящую передрягу, когда все для нас могло закончиться плачевно. Мы совершали марш мира по югу
Киргизии. Зашли вечером в одно маленькое село недалеко от
Джалал-Абада и разбили лагерь у реки. В 11 часов вечера к нам в гости пожаловали пятеро молодых людей - вроде как познакомиться. Мы немного пообщались с ними, а потом сказали, что хотели бы отдохнуть, так как утром нас ждет трудный переход через горы. Они ушли, но в три часа ночи гости вернулись, изрядно приняв на грудь… Стали требовать наши паспорта: мол, может, вы шпионы... Мы им показали свои документы и сказали, что просто путешествуем. В конечном итоге, исчерпав все аргументы, они неожиданно приставили моему попутчику нож к горлу. Все происходило, как в замедленном кино. Каким-то чудесным образом
Серега увернулся от ножа, а я схватил барабан и начал молиться. Нападавшие сначала опешили от такого поведения, но потом стали нас бить. У нас в палатке был второй вход, которым мы и воспользовались. Обидчики бросились за нами в погоню. За мной побежал один, а за
Серегой - сразу четверо. Я все время бил в барабан и читал молитву. Нападавший догнал меня и начал лупить руками и ногами. Потом он, видимо, устав, стал просто душить меня. Но в какой-то момент, когда я уже думал, что мне конец, он вдруг разжал руки. Я спросил его: “Что тебе нужно? Ты вообще человек или нелюдь?” Он усмехнулся и сказал: “Я не человек”. Действительно. Передо мной стояло нечто, потерявшее человеческий облик… В какой-то момент преследователи потеряли к нам интерес, и мы смогли добраться до поселка, где постучались в первый же дом. Хозяева, несмотря на то, что было четыре утра, помогли нам занести в дом пожитки и уложили спать. В общем, все закончилось хорошо, жаль только, непрошенные ночные гости забрали мой барабан...
А вот когда проводили пакистано-индийский марш против ядерного вооружения, журналисты записали меня в покойники. В Пакистане в те дни постоянно происходили теракты. Одновременно с нами там совершала хадж по
Кашмиру небольшая группа паломников из
Индии. Во время очередного теракта они погибли. В телевизионной программе “Время” передали, что напали на участников марша мира и среди погибших есть один гражданин Казахстана. Я - единственный казахстанец в братстве. В Алматы друзья и близкие, услышав эту новость, естественно, меня уже похоронили… Теперь я точно буду долго жить (смеется). Хотите – верьте, хотите - нет, но во всех ситуациях нам удалось избежать плачевного исхода благодаря своей вере.
- Куда после южной столицы путь держите?
- В планах - побывать в Караганде, Астане, Усть-Каменогорске. Потом хотелось бы попасть на Украину, где будет проходить церемония закладки фундамента Пагоды Мира. Вообще-то планов много, но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает…
Фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Надежда ПЛЯСКИНА,
plyaskina@time.kz

