7426

Почва для размышлений

Согласно последним исследованиям ученых то, как вы лежите, может много о вас сказать. Например, если вы лежите и под вас ничего не течет, то, судя по всему, вы - камень. Если вы полицейский, но перед тем, как проехать по вам, автомобиль притормаживает, то вы - лежачий полицейский. Ну и так далее.
А вот карагандинка Наталья ДЮ недавно решила прилечь на индийской земле, потому что она - современная художница.

Почва для размышлений Видеоарт Наташи Дю “На земле” прошел в городе Мумбае во время работы выставки “Пункт назначения - Азия: перебирая стереотипы”, организатором которой был Алматинский центр современного искусства.

Откровенно говоря, своевременно лечь в нужном месте - это в любом случае искусство. Только не надо опошлять идею: ложиться приходится всем, вовремя сменить позицию дано немногим. И если искусство ставит целью отражение мира, то ваша активная на данный момент поза - это отражение вашего места в мире.
Впрочем, Наташа ставила перед собой цель в первую очередь изучить собственные стереотипы и предубеждения как часть общественно обоснованного менталитета.

- В Индии меня поразило огромное количество людей, лежащих на земле. И полное невнимание, какое-то уважительное невмешательство в этот процесс проходящих мимо сограждан. Зато у меня с жителями сразу возник некий конфликт: мне было странно видеть лежащих посреди улицы взрослых и детей, а им - непривычно видеть на земле “благополучного иностранца”.
Земля там теплая, но очень грязная. Сначала чувствуешь брезгливость, которая забивает все остальные чувства. Потом приходишь в себя и понимаешь, что ты в другом мире. Ты лежишь, а значит, ты пассивен, бездействуешь, не оказываешь сопротивления, бесправен, ты становишься ниже физически и по статусу. Ты смотришь на мир под другим ракурсом: снизу вверх. Чувствуешь свою уязвимость, незащищенность. Люди выглядят крупнее, а значит, агрессивнее.
В общем, я шокировала индийцев, а они - меня.

- Кипел их разум просвещенный?

- Реакция была самой разнообразной: от пассивного любопытства, удивления, сочувствия (к пьяной или сумасшедшей иностранке) до смеха, негодования и презрения, желания открыто унизить. Например, на меня начали брызгать водой, кидать в меня пластиковые бутылки... Кульминационный момент наступил, когда люди подвели ко мне козла - и явно не для того, чтобы мне мягче лежалось.
С другой стороны, для меня - это проект-самопознание. И очень интимный акт. Вообще, процесс лежания связан с отдыхом, сном или... сексом, что является само по себе интимным действием. Ну или бездействием. Это был перформанс, направленный не из, а на себя. И явился следствием сомнения в своей идентификации. Кто я? Бедный азиат, который чувствует себя ущербным на Западе, или иностранец, чувствующий себя благополучным “европейцем” в Индии?

- И кто же ты?

- Сейчас, дома, я точно знаю - я бедный азиат, казавшийся себе богатым иностранцем в Индии. Но в Индии я была уверена в обратном, и, странное чувство, мне казалось, что я неприкосновенна, что мне позволено чуть больше, чем местным, что у меня больше прав. Вот такое раздвоение личности.
Или у меня шизофрения?!

Почва для размышлений - А мы сейчас проверим. Что для тебя искусство вообще?

- Я им дышу, я им удовлетворяюсь. Если завтра я окажусь вне искусства, погибну, как цветок без воды...
Так вот, все вышесказанное - это не про меня.
Искусство - это работа, производство, способ духовного и материального обогащения.
В современном искусстве больше не от вдохновения, а от науки. Современный художник - это исследователь, трезво препарирующий какую-либо проблему, а главное - он абсолютно свободен в выборе средств создания проекта.
Для меня видеоарт - это банальное средство самовыражения, область применения своих навыков в компьютерной графике и, наконец, это игра, своего рода развлечение. Конечно, в игре есть огромный бонус - я общаюсь с талантливыми людьми, что не только приятно, но и полезно.
Я прагматична, поэтому коэффициент полезности обязателен в любом деле.

- Учитывая тот факт, что Казахстан занимает 23-е место в мире по количеству заключенных, у нас не было бы логичнее посидеть?

- Про посидеть не знаю - подумать надо. Хотя вот в этом году на 52-й Венецианской биеннале был представлен центральноазиатский проект “Музыкстан”. Условием проекта было создание видеоарта, который был бы наложен на местную музыку, этническую или поп.
Участвовала в нем и моя работа “Happystan”. Так вот, в проекте использовалась песня “Ты мне немного улыбнись” известных поэтов-песенников, основателей империи “Валют-Транзит” Андрея и Алии Беляевых. Но проект, собственно, не о них. Изначально я хотела сделать патриотический ролик про свой родной город. Просто, что и мы в своей непроходимой культурной провинции, несмотря на отсут­ствие денег и демократии, по-своему счастливы. Ведь, например, покупка холодильника - это по-своему тоже счастье.
Но в процессе съемки мне не удалось найти улыбающихся людей на улицах. Как оказалось, в городе улыбаются только плакаты. Видео­арт из ироничного превратился в пессимистичный. Как завершающий аккорд - билборды развалившегося “Валют-Транзита” - “Жизнь только начинается !” Ну и песня “Ты мне немного улыбнись!”.

- Канат Ибрагимов считает, что наше современное искусство создают “дурно пахнущие, плохо одетые люди” и оно никому не интересно.

- В свое время Канат делал очень радикальные кровавые проекты. Насколько я знаю, они вместе с Ербосыном МЕЛЬДИБЕКОВЫМ были лидерами группы “Коксерек”.
Я думаю, наше современное искусство как раз таки только-только становится интересным. Интересным для Запада. И прекращение существования в это время ЦСИ будет роковым событием для многих художников, особенно провинциальных.

- Кстати, насчет Мельдибекова - некоторые обвиняют его в эксплуатации местных жестоких образов на Западе. Дескать, в Европе вызывают ужас отрубленные головы коней и окровавленные шкуры баранов, а где ужас, там интерес. Как думаешь?

- Ну, во-первых, это очень примитивная трактовка его проектов. Ербосын - очень талантлив, и нельзя этого не признать. Ну да, есть спекуляция на тему диких варваров, эксплуатация местного колорита, бесконечные лошади, степи, шаныраки, но иначе как бы наше искусство заметил пресытившийся Запад?
И потом искусство - это продукт потребления, а как любой продукт его нужно умело подать и вовремя продать.
Даже Саша КОЭН продал то, сам не зная, что. Ну а нам тем более грех этим не попользоваться.

- Сейчас будет вопрос, без которого никак не может обойтись ни один материал про искусство и художников. Это, можно сказать, ноющий седалищный нерв любой статьи, ее мозоль и воспаленная простата. Итак, государство обязано поддерживать современное искусство?

- Кто-то из художников, не помню, кто, сказал что-то типа: “Радуйтесь, что государство не обращает на вас внимания и вы можете делать все, что хотите!”. В том же Узбекистане художником современного искусства быть небезопасно. И в Корее в этом году мэр Сеула выделил на выставку актуального искусства 100 тысяч долларов.
Так что... Эйнштейн был прав - все относительно.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото из архива Натальи ДЮ, Алматы
Поделиться
Класснуть