6762

Табор уходит в зону

Табор уходит в зонуПраздники могут быть везде. За колючкой женской колонии поселка Жаугашты Алматинской области в том числе. И не какие-то самопальные капустники с патриотическими стишками и куплетами о перевоспитании.  Здесь все серьезно. Замахнулись, так сказать, на Вильяма нашего, Шекспира.

У дверей клуба афиша: “Вашему вниманию спектакль - У. Шекспир “Укрощение строптивой”. В зале аншлаг. Сегодня своеобразная премьера - спектакль “Укрощение строптивой” здесь играют во второй раз, но все же он как дебютный. Потому что состав актеров почти полностью поменялся: Катарина, Баптиста и Бьянка давно на свободе. Труппа - костяк литературного кружка, который уже ставил несколько спектаклей по поэзии XVIII-XIX веков, “Маскарад” М. Лермонтова, “Тартюф” Мольера.

Сценарист и режиссер Людмила РЕВА по образованию бухгалтер, и к лицедейству никогда не имела никакого отношения. Скажи ей раньше, что она будет играть на сцене, рассмеялась бы. А теперь в перерывах между работой и хождением строем адаптирует тексты классиков под зоновские реалии и проводит репетиции.
- Я сама определяю, кто какую роль будет играть, - говорит Людмила. - И всегда попадаю в точку. Правда, многим нашим артисткам постоянно приходится входить в образ мужчин.

- Да уж, у нас все не так, как на воле, - смеется одна из артисток Татьяна АЛЕКСАНДРОВА. - Там женщины-актрисы мечтают сыграть мужчин, и наоборот. А многие из нас хотят хотя бы разочек выйти на сцену в женском образе.Табор уходит в зону

- Ладно, Валерьевна, ты же старуху княгиню в “Пиковой даме” играла, даже в гробу на сцене лежала, чего еще надо, - в шутку парируют подруги.

Здесь все делают своими руками: костюмы (кто-то пожертвует для спектакля платье, кто-то - украшения), грим (усы и бороды женщины рисуют себе сами карандашами или акварельными красками) и декорации (вместе с местными художниками-оформителями они вечерами корпят над сценическим убранством).

- А тексты когда вы успеваете учить?
- Между делом, - улыбается исполнительница роли Петручио Елена КОЛТЫШЕВА, которой пришлось запоминать, пожалуй, самые длинные монологи. - К тому же у нас суфлер есть. Наш режиссер постоянно шепчет за сценой, мы хотим паузу выдержать, а она уже думает, что слова забыли, и тут же давай подсказывать. А еще мы на всякий случай берем с собой шпаргалку со словами.

- Сегодня у нас небольшая накладка из-за этого произошла, - добавляет строптивая Катарина (Лариса СИМАНОВА). - Я забыла листочек со словами на столе, который стоял на сцене, и показываю из-за кулис: мол, принесите бумажку. Слуга Петручио так лихо вывернулся, взял листок, сделал вид, что протирает им стол, и тут же направился ко мне. Но зрители таких “блошек” никогда не замечают.

Почему сцена? Почему Шекспир? Здесь на этот вопрос отвечают просто: зона - место, где слишком быстро можно деградировать, а литература - практически единственная возможность сохранить в себе человеческое достоинство.

Табор уходит в зону…Как сейчас говорят, они “порвали зал”. Зрители точно отбили себе ладони и надорвали голосовые связки. Восторженный гул стоял еще несколько минут после их выступления. Ансамбль “Табор уходит в небо” родился всего несколько месяцев назад. 20 цыганок, от самых молодых до матрон, вышли на сцену.
- Аня, а ну давай еще, - выкрикивали из зала. Аня, 64-летняя старейшина Анна Ивановна НАКОВА, выделывала такие кренделя, что не каждая молодуха повторит. - Она всегда в пляс пускается, - прокомментировал кто-то в зале. - Стоит запеть, и Аня уже не может стоять на месте.

- К нам просятся и не цыганки, - рассказывает участница коллектива Ульяна ЕГОРОВА. - Вот, например, Света СОРОКОЛЕТОВА, она играет в наших постановках цыганского барона. Да и другие девочки приходят.

Они на картах не гадают - здесь это строго запрещено. Но даже в зоне остаются цыганками: в ярких юбках до пят, бесчисленных бусах и массивных серьгах. И все они, если поют, то страстно и от души, а танцуют всегда будто в последний раз. Судьбы этих женщин - как под копирку. Статья за распространение наркотиков, любящие мужья, которые регулярно приезжают к своим благоверным (за них-то чаще всего и сидят цыганки), и куча детей на воле. Что остается делать... петь и танцевать. Да так, чтобы подмостки скрипели под натиском цыганских каблучков...

Фото Владимира ЗАИКИНА
Оксана АКУЛОВА,
тел. 259-71-96,
e-mail:
akulova@time.kz

Поделиться
Класснуть