7327

Науки от Судзуки

Статья “Школа раболепия” Виктора БУРДИНА (см. “Время” от 6.1.2008 г.), в которой приведены беспрецедентные для страны, претендующей на звание демократической, высказывания авторов учебника “Человек и общество” для 11-го класса (о том, например, что восточному человеку свойственно раболепие, слепая покорность, трусость перед правителем; что у него нет представления об элементарных гражданских правах и свободах), похоже, задела кое-кого за живое. Мы получили письмо за подписью Гулизат ТАЙЖАНОВОЙ, заведующей редакцией по выпуску литературы на русском языке издательства “Мектеп”, выпустившего в свет этот учебник, и публикуем его с некоторыми сокращениями.

                                                   Пусть домысливают сами…
Статья “Школа раболепия” поставила вопрос об ответственности автора за содержание публикуемой статьи. Вырывая из контекста учебника отдельные цитаты, обрывочные фразы, он пытается читателю навязать свое мнение.
Учебник написан известными в Казахстане учеными. Их труд рассчитан на мыслящих, не боящихся выводов учащихся XXI столетия. Уважаемые ученые пишут о ментальности восточного человека, опираясь на исследования современного японского философа-культуролога Д. СУДЗУКИ. В конце критикуемого журналистом параграфа приведена таблица “Сравнительная характеристика ментальности западного и восточного человека (по Судзуки)”, по которой учащимся предлагается ответить на вопрос: “Согласны ли вы с такой характеристикой? Обоснуйте свое мнение”. Мнения могут быть разными. В том же параграфе описаны несомненные достижения Востока и созданных здесь великих мировых цивилизаций. В частности, религиозная терпимость; высочайшая духовная культура, достижения которой “оказали огромное влияние на культуру многих других народов, стали толчком к развитию мировой, в том числе и европейской, цивилизации”; изучение человека, раскрытие возможностей человеческого организма и духовного мира и т. д.

И еще один немаловажный аспект. По своему геополитическому положению и социально-общественному устройству Казахстан не является восточной страной в полном смысле этого слова. Наша республика - часть евразийского пространства, в котором на протяжении тысячелетий происходили грандиозные миграционные процессы, рождались, расцветали и приходили в упадок государства, существовали все известные в истории человечества религии, происходили глобальные, менявшие ход истории, социальные потрясения. Все это непосредственно касалось Казахстана и народов, населявших его безграничные просторы. Поэтому здесь сложилось уникальное по своей специфике государственное устройство: унитарная светская республика с президентской формой правления, с преобладанием западно-ориентированной ментальностьи.

В мировой философской научной литературе понятие о ментальности восточного человека часто рассматривается не в чисто географическом плане, а как определенная историческая ступень развития некоторых стран, которые начиная с XV в. н. э. попали в полосу многовековой “спячки”, так как не могли долгое время перейти от аграрной к индустриальной стадии развития. Кроме того, в этих странах тогда главенствовали деспотические режимы правления. И сейчас во многих странах Африки и Азии это, к сожалению, имеет место. И разве нужно скрывать это от уже великовозрастных чад?

                                                                                     Гулизат ТАЙЖАНОВА, заведующая редакцией по выпуску литературы на русском языке издательства “Мектеп”

Комментарий в тему
Канат КАБДРАХМАНОВ, писатель и философ, член Пен-клуба: Номады никогда не были рабами!
- Судя по вашей публикации, в учебнике приводится характеристика восточного человека с японским происхождением. Но ведь этот учебник имеет непосред-ственное отношение к казахам, коль скоро им по нему учиться! Использовать эту характеристику применительно к нам и в целом относить все этносы Востока к одной мировоззренческой категории неправильно! Под одну гребенку нельзя “подгрести” японцев, китайцев, индусов, арабов, персов, тюрков, монголов. Это абсолютно разные люди, которые лишь условно именуются “восточными”. На самом деле это народы, каждый из которых имеет свои уникальные характеристики. Я в корне не согласен, что казахов характеризует японец Судзуки. Возможно, авторы учебника вырвали эту характеристику из его книги, не поняв, кого именно он охарактеризовывал, в какой период истории.

Называть казахов людьми с рабской психологией несправедливо. Если мы посмотрим на классического казаха XVIII века доколониальной эпохи, то это будет номадический человек, который никогда не был носителем рабской психологии. Номад - человек самоутверждающийся, с большим чувством собственного “Я”. Неслучайно и монголы под предводительством Чингис-хана, и тюрки под предводительством Аттилы захватывали весь мир силой своей воли, отваги, бесстрашия и воинственности. Они не были “ничтожными людишками”. То есть классическому номаду не присуще раболепие.

В классическую родовую эпоху у казахов была степная демократия. Ханы избирались всеобщим голосованием: люди собирались вместе и выбирали себе правителя, который потом отчитывался перед теми, кто его избрал. Его могли в любой момент сместить. И народ через жырау (певца, акына. - Ред.) мог сказать хану правду в лицо, призвать его к ответу.

Говорить, что он (народ. - Ред.) “ищет связи, дает взятки” хану - полная нелепость. Хан не имел своего имущества. Как только его избирали - он все раздавал, и его содержал его род.

Учебник ориентирован на молодежь, то есть на людей, у которых только формируется сознание. И им нужно утверждать идеи личностного развития, а не заставлять их самостоятельно “осмысливать” высказывания японского философа.

Подготовил Виктор БУРДИН, Алматы

Поделиться
Класснуть