6634

Детство за колючкой

У них все по режиму - подъем, прогулки и питание. И определенное количество свиданий, как и полагается в местах не столь отдаленных. Они вынужденно отбывают срок вместе со своими мамочками, и в их документы неизменно будет вписываться графа: “Место рождения - поселок Жаугашты”. Они - это дети из дома ребенка при женской колонии.

Что такое воля - никто из них пока не знает. А потому жизнь за колючкой для них представляется единственно возможной. В детском городке стараются хоть как-то замаскировать зоновскую реальность: детская площадка во дворе, куча игрушек и яркие плакаты на стенах. Все, как в садике, только за высоким забором. Сейчас здесь 29 детей, но еще недавно было гораздо больше, просто в прошлом году 16 ребятишек забрали к себе родственники заключенных. Чаще всего будущие мамаши Жаугашты приезжают в зону уже беременными, но бывает и по-другому.

Анжелика ГОРЕНЕНКО забеременела, когда сидела в колонии в Карагандинской области. На свиданку приехал друг, а через какое-то время она поняла, что ждет ребенка. Первого в своей жизни. Ее сразу же перевели в Жаугашты, потому что дом ребенка в Алматинской области - единственный в Казахстане. Здесь Камиль живет второй год. Анжелика до сих пор кормит его грудью, а потому сын видит маму часто.
- Мы сами их кормим и гуляем с ними, а все остальное время дети проводят с воспитателями, - говорит Анжелика. - Как только мама перестает кормить ребенка грудью, на ее долю остаются только прогулки с ребенком. Летом выходим во двор, а зимой играем с ними в помещении.

Папу Камиль не видел, впрочем, как и многие здешние дети. Да и родственники далеко, поэтому частенько малыши знакомятся со своими домочадцами только после освобождения.

Детство  за колючкойСамая многодетная мама в городке - Людмила ЧЕРНЫХ, у нее двойня - годовалые Магомед и Алина (на снимке). И еще на свободе - шестилетняя дочь. Двойняшек тоже пока не видел ни отец, ни бабушки с дедушками. А потому их успехам может порадоваться только мама. Два карапуза учатся ходить, Людмила едва поспевает за детьми, которые постоянно разбегаются в разные стороны.
- Тяжело с двумя справляться?
- Ничего, привыкаю потихоньку. 
- Ждали двойню?
- Я сама и мой муж из двойни, обычно говорят, что через поколение близнецы рождаются, а тут... И не думала, что так получится. Зато сейчас Алина похожа на меня, а Магомед - вылитый папа, так что разделили детей по совести.

Людмила забеременела в зоне после того, как ее навестил муж. Сразу решила: буду рожать. Тем более что ее первая дочь появилась здесь же, в Жаугашты. Роды принимал врач-педиатр, начальник дома ребенка Серик БЕКБОСЫН.
- Я сам был в шоке, когда понял, что у Людмилы двойня, - рассказывает он. - Сначала родилась Алина, через сорок минут на свет появился мальчик. Такое у нас редко бывает, хотя восемь лет назад в нашем роддоме даже тройняшек принимали.
Детство  за колючкойЭто те самые братья ЮГАЙ, о которых мы уже писали. Сейчас, пока их мама отбывает срок, они живут в областном детском доме в Алматы. То же самое предстоит и ребятишкам, которые сейчас воспитываются здесь. В колонии рядом с мамами они находятся до трех лет, а потом переезжают в Баганашил.
- Как вы готовитесь к расставанию с детьми? - спрашиваю у женщин, собравшихся в игровой комнате.
- А нам это не нужно, - отвечают они хором, - Мы освободимся вместе с детьми: почти у всех небольшие сроки. Скоро УДО (условно-досрочное освобождение. - О. А.), и его срок подойдет до того, как нашим чадам исполнится по три года.

В колонии бывали случаи, когда ребятишки задерживались здесь больше чем на три года. Если у мамочки вот-вот подойдет УДО, ее не станут разлучать с чадом. Однажды девочка прождала свою маму лишних восемь месяцев и вышла вместе с ней на свободу почти в четыре года. Но многим из этих детей еще ждать и ждать…

Накануне Нового года в местном роддоме появилось несколько малышей. Сейчас они лежат в отделении для новорожденных. Им еще предстоит узнать, что такое детство за решеткой...

Оксана АКУЛОВА,
фото Владимира ЗАИКИНА,
Алматинская область

Поделиться
Класснуть