6445

Флеш - мобилизация

23 декабря, воскресенье. Парк 28 гвардейцев-панфиловцев в Алматы. Люди перед Свято-Вознесенским собором кормят голубей, фотографируются и просто гуляют. Вдруг неизвестно откуда появляются двое молодых парней, прилично одетых и вроде бы ничем не выделяющихся из общей массы… Кроме того, что в руках у одного - левый роликовый конек, а другого - механизм сливного бачка унитаза. При встрече они обмениваются предметами и расходятся в разные стороны. Через несколько секунд появляются еще десять человек со столь же нелепыми предметами и точно так же, совершив “бартер”, как ни в чем не бывало отправляются по своим делам. От удивления, пожалуй, не замерли только голуби, которые продолжали клевать выпавший из рук изумленных зрителей корм.

Так прошла одна из многочисленных акций алматинских флешмобберов под кодовым названием “Обменник”.
Flash mob в переводе с родного языка БАЙРОНА и МАДОННЫ - “мгновенная толпа”. В назначенные день и время в условленном месте буквально из ниоткуда появляется группа людей, которая синхронно выполняет условия определенного сценария, затем быстро растворяется в толпе. Сценарий заранее оговаривается и прописывается в Интернете. Действие может быть самым банальным. Скажем, кто-то посреди тротуара завязывает на ботинке шнурок - ничего необычного. Но если посмотреть по сторонам, то можно увидеть, что вокруг него это делают еще несколько десятков человек.

Движение зародилось в Америке и очень быстро обрело популярность во всем мире. По словам его казахстанских последователей, у нас движение появилось четыре года назад и получило широкое развитие в Алматы.

Изначально мобберы ставили перед собой цель почти вселенского масштаба - так называемый взлом матрицы, о которой нам в трех частях поведали братья ВАЧОВСКИ, авторы сценария культовой ленты “Матрица”. По их теории, построенные на полнейшем абсурде действия вызывают сбои в системе и в сознании людей. Но поскольку “матрица устояла”, то сейчас все это делается для того, чтобы хоть как-то разнообразить серую действительность, посмотреть на удивленные лица сограждан, подарить кому-то радость... Или просто поржать.

Нарушая одно из правил флешмоба, гласящее: “Никаких контактов с прессой!” - ребята согласились после акции дать интервью. Они выдвинули лишь одно условие - никаких имен. Молодые серьезные парни в возрасте от 20 до 30 лет - студенты, финансисты, экономисты.

- Почему вы этим занимаетесь?
- Вообще-то, мы стремимся разбивать рамки, стереотипы общества и в то же время развлекаться. Но тут каждый ищет что-то для себя. Мы с друзьями решили, что есть люди, которые хотят поделиться своей радостью, а есть те, у кого внутри пустота, готовая эту радость принять. На том и порешили.

- Кроме отказа общаться с прессой (которое, спасибо, что нарушили) каковы другие правила флешмоба?
- До моба не пить и приходить вовремя. Ну и не забыть удостоверение личности на случай контакта с полицией.

- Есть у вас человек, который курирует все организационные вопросы, - руководитель, лидер, вождь?
- Руководство - это модератор сайта. Официально у флешмобберов начальства нет, задача модератора - просто поддерживать сайт. И иногда расписывать акции.

- Кто пишет сценарии?
- Кто придумал, тот и пишет. Тут никого не ограничивают. Если идея хорошая и за нее голосует большинство, тогда назначаются время и место проведения. 

- А как же быть с основным правилом флешмоба, предписывающим совместные дейст­вия НЕЗНАКОМЦЕВ?
- Так же, как и с остальными правилами. Сейчас флешмоб потихоньку умирает - пребывает в коме. Вот и сегодня было не так много людей - в основном из-за погоды.

- Сколько человек обычно приходит на мобы сейчас и сколько было раньше?
- Раньше доходило до 100-200 человек. Как было во время акции “Красная кнопка”, когда на тумбу прицепили красную кнопку и выстроились в длинную очередь, чтобы ее нажать. На вопросы прохожих отвечали всякую ерунду вроде: “А вы разве не знаете, что если нажать на эту кнопочку именно сегодня, то в следующем году вас ожидает удача?”.
Сейчас сохранился костяк постоянных участников, человек 15-20.

- Насколько я знаю, акции длятся несколько минут, поэтому очень важно прийти вовремя. Как вы синхронизируете время, чтобы не опаздывать?
- Конечно, можно использовать сигналы точного времени, но чтобы не заморачиваться на этом, у нас существует такое понятие, как “агент”. Это человек, которого заранее очень детально описывают, и когда он появляется в условленном месте, действо начинается.

- Не думали использовать моб как средство пиара, популяризации каких-то идей?
- Нам не позволяет идеология. Хотя есть множество политических организаций, которые пытаются использовать флешмоб в своих целях. Нам периодически предлагают контракты, деньги, чтобы мы сделали что-то для них.

- Назовете тех, кто предлагал?
- А можно не называть?

- Бытует мнение, что ваши акции помогают человеку стать более раскрепощенным. Это так?
- Моб не делает человека более общительным или отвязным. Сюда уже такими приходят. А замкнутые и скромные просто смотрят. Людей, которые знают о мобе, но не участвуют в нем, а только наблюдают за ним, мобберы называют “пингвинами”.

- Спенсер Туник - американский фотограф, который собирает для своих съемок толпы обнаженных людей, - флешмоббер?
- Нет. Это не флешмоб, это эксгибиционизм.

- Где легче всего нарваться на вас?
- Мы обычно назначаем акции на выходные дни в местах большего скопления людей. Чаще всего это “Арбат”, гипермаркет Silk Way City, Мега-центр и другие людные места Алматы.

Петр КАЛАМЫЦИН,
alfrulezz@yandex.ru
Алматы

Поделиться
Класснуть