Вагоны - против закона
Вчера
главный санитарный врач РК Анатолий БЕЛОНОГ (на снимке) на пресс-конференции в Астане заявил о том, что вторая партия китайских вагонов, ввезенных в Казахстан, - так же, как и первая, - не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам. И потребовал запретить эксплуатацию составов, произведенных в Поднебесной.
Когда завозили вторую партию вагонов от восточного соседа, почти никто из санитарных врачей не сомневался, что это будут братья-близнецы тех самых “китайцев”, вокруг которых с лета не утихают скандалы, а число судебных разбирательств давно перевалило за десяток. Последние три состава были ввезены в начале осени и все это время простояли в Алматы, дожидаясь экспертизы, результаты которой для специалистов не стали неожиданностью.
Санитарные врачи вынесли прежний вердикт:
вагоны вредны для здоровья пассажиров и не соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам, принятым в Казахстане.
- Мы еще раз доказали уже доказанное, - комментирует ситуацию
начальник Юго-Восточного регионального управления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте Ануар ТАЛКИМБАЕВ. (на снимке)-
Причем на этот раз экспертизу проводила совместная комиссия: наша служба, представители
КТЖ и “Лизинговой компании “Астана-Финанс”, поставившей вагоны в Казахстан. Мы производили отбор проб воздуха в вагонах и делали анализы в двух лабораториях -
Республиканской санитарно-эпидемиологической станции (РСЭС) и
ТОО “Научно-аналитический центр”. Мы отбирали по одному вагону из каждого состава и отправляли их на экспертизу. Во всех исследованных пробах воздуха были обнаружены вредные химические вещества - формальдегид и фенол, концентрация которых превышала допустимые нормы в несколько раз. Правда, экспертиза, проведенная в
ТОО “Научно-аналитический центр”, которую привлекла к работе
“Астана-Финанс”, не показала таких результатов. Но мы с самого начала ожидали чего-либо подобного... Был еще один интересный момент:
представители КТЖ, готовя вагоны к исследованиям, не сразу их представили, а выдержали паузу почти в два месяца. Хотя все это время “китайцы” находились в Алматы. Когда мы производили анализы в первых двух составах, сразу подумали: что-то не так. Заходишь внутрь - и не ощущаешь даже запаха краски. Поэтому мы решили приставить к третьему составу круглосуточную охрану. Результаты были просто ошеломляющими: показатели содержания формальдегида и фенола по сравнению с первыми двумя составами резко возросли.
Представители КТЖ хитрили, придирались и следили за каждым нашим шагом. Но мы в этот раз сознательно пошли на уступки, чтобы потом железнодорожники не говорили, будто их не допустили до исследований.
Сейчас дальнейшая судьба китайских составов, которые по-прежнему остаются в Алматы, пока не ясна. В скором времени они могут появиться на наших стальных магистралях. Если экспертиза признает их пригодными. Собственно, об этом заранее договорились два министерства - транспорта и коммуникаций, а также здравоохранения. А вот вариант с отрицательным заключением экспертов чиновники не предусмотрели. И вопрос, куда денутся вагоны, если их забракуют, остается открытым...
- В любом случае мы не будем закрывать глаза на происходящее, - обещает
Ануар Талкимбаев. -
Если эти вагоны будут эксплуатировать - подадим новый иск в суд. Как бы это высокопарно ни звучало, будем отстаивать интересы граждан. Мы уверены в своей правоте и обязательно ее докажем. Недавно наши коллеги на западе Казахстана провели анкетирование пассажиров китайских вагонов. Опросили 406 человек, которые проехали от Актобе до близлежащих станций - порядка 200 километров. 16 процентов из них отметили ухудшение самочувствия - головокружение, тошноту. Какие еще нужны доказательства? Есть закон, но если через него переступят все компетентные службы, - пусть это останется на их совести.
Оксана АКУЛОВА,
фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА
и Владимира Заикина, Алматы

