6894

Как снег на голову

Как снег на головуВыпавший в минувшее воскресенье обильный снегопад на несколько часов практически парализовал движение на автодороге Алматы - Усть-Каменогорск. На перевалах Архарлы и Мукры дальнобойщики, взяв лопаты, посыпали гололед песком, но не всем удавалось одолеть крутой подъем. Водители, отчаянно матерясь, пытались толкать грузовики и с надеждой смотрели по сторонам - авось подоспеет помощь в лице дорожных служб. Увы, горизонт был чист: ни дорожников, ни тягачей, ни снегоуборочных машин… Лишь метрах в ста от перевала стоял экипаж дорожной полиции, который на время, пока грузовики не преодолеют перевалы либо не съедут на обочину, закрыл проезд. Раньше уже бывало, что в застрявший на перевале грузовик на полном ходу врезалась иномарка, другая, третья. Поэтому теперь, как только грузовик замирает на серпантине, тут же перекрывается этот участок трассы…
Тем временем грузовики, ревя дизелями, продолжали буксовать...

Напомню, больше месяца назад именно на этой трассе произошла трагедия - в дорожной аварии погибли сразу 10 человек (см. “Роковой маневр”, “Время” от 21. 11. 2007 г.). На 88-м километре республиканской трассы Алматы - Усть-Каменогорск 28-летний водитель BMW-530 (госномер В 708 DPN) РЫСПЕКОВ выехал на встречную полосу и столкнулся с “Тойотой Карина” с почти таким же номером - А 708 LUM. Оба водителя и восемь пассажиров, в том числе девочка семи лет, погибли на месте…

На место трагедии тогда прибыла внушительная комиссия из Астаны, которая поручила сотрудникам дорожной полиции и дорожно-эксплуатационных служб навести порядок на трассе. В том числе - увеличить плотность полицейских нарядов на самых аварийно-опасных участках, провести инструктаж водителей, следить за дорожным покрытием и своевременно ремонтировать его. Было дано еще с десяток “ценных указаний”. Ревизоры уехали, а что сделано? По дороге из Алматы в Талдыкорган и обратно мы с фотокором видели по несколько куч песка перед упомянутыми перевалами, но ни одного представителя дорожных служб на трассе нет. На трассе протяженностью более 250 км мы насчитали всего семь экипажей дорожной полиции. А между тем по инструкции один экипаж должен отвечать всего за 25 километров дороги. То есть на отрезке от южной столицы до главного города Алматинской области по обе стороны трассы должны работать 20 полицейских экипажей. Но их нет.

По словам замначальника дорожной полиции области Алтынбека ИСАКОВА (на снимке), у него всего 474 штатных сотрудника на всю область. На дорогах не хватает еще как минимум 350 стражей порядка.
- Получается, что один инспектор работает на участке в 70-80 километров, - говорит майор Исаков. - Естественно, физически он не успевает уследить за всеми нарушителями. При виде инспектора с радаром водитель снижает скорость, а как только проедет мимо - опять на всех парах мчится дальше. И как его уберечь?

- Получается, что во всех бедах виновен лишь водитель. А чем же тогда, позвольте спросить, занимается дорожная полиция, другие службы, в чьи обязанности входит обслуживание дорог? Выдаются новые машины, радары, рации, покупается специальная дорожная техника. Но на дороге нет ни одного тягача, снегоуборочной машины...
- Почему же? Дорожники работают. Проблема в другом - дороги не соответствуют возросшему количеству машин. С каждым годом их становится больше, а дороги не расширяются. Многие водители, торопясь, нарушают правила и попадают в аварии. Больше половины таких происшествий - лобовые столкновения. Не удивительно, что в одной аварии под Капчагаем погибли сразу 10 человек.

Как снег на головуПо словам майора Исакова, чтобы навести порядок на трассе, нужно ужесточить наказания для нарушителей. А еще он предлагает изменить срок обучения начинающих водителей с шести месяцев до трех лет. А если водитель за год дважды нарушил ПДД - в третий раз лишать его прав через суд. Все это уже давно делается в тех самых передовых странах мира, куда Казахстан стремится попасть. Но вряд ли в тех странах права чуть ли не открыто продаются или дарятся на совершеннолетие. У нас можно ввести хоть пятилетнее обучение в автошколе. А что это изменит? Лишь возрастут “черные” ставки на покупку прав.

По мнению главного специалиста штаба управления дорожной полиции Алматинской области Олега КАСЬЯНОВА, проблема - в самих водителях. Мол, некоторые носятся как угорелые, откровенно игнорируют не только правила, но и инспектора.
Но разве можно назвать только водителей виновными в продажности отдельных стражей дорог? Не секрет, что “развести” незначительное нарушение можно за пару тысяч тенге.

Инспекторы дорожной полиции жалуются на маленькую зарплату, тяготы службы, но если предложить любому из них уютную кабинетную работу - откажется, не задумываясь.

Между тем попавшие в гололед водители рассчитывают лишь на собственные силы: на всякий случай возят с собой лопаты, мощные тросы, паяльные лампы. Несколько дальнобойщиков, с которыми мы поговорили на перевале Архарлы, говорят, что, попади они в беду, гаишники в лучшем случае посадят их на попутку либо попросят другого водителя помочь. От тех, кто обязан отвечать за порядок и безопасность на трассе, как говорится, зимой снега не дождешься…

фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА
Тохнияз КУЧУКОВ,
kuchukov@time.kz
Алматы - Талдыкорган - Алматы

Только цифры
- С начала года в Алматинской области зарегистрировано более 2700 ДТП.
- 737 человек, среди них 50 детей, погибли, почти две тысячи получили травмы.
- Задержано около восьми тысяч нетрезвых водителей.
- 133 сотрудника дорожной полиции привлечены к ответственности, 16 уволены.
- Всего в области зарегист­рировано около 250 тысяч автомобилей.

Комментарий в тему
Ержан ЖАСЫБАЕВ, замначальника управления развития дорог Минтранскома по Алматинской области:
- От Алматы до Талдыкоргана работают 50 единиц спецтехники и около 70 человек. По всей дороге поставлены предупреждающие знаки “скользкая дорога”, “ограничение скорости”. Работники дорожных служб ждут окончания снегопада и через час выезжают чистить дороги. Подсыпаем песок, местами - соль. По нормативам сразу после снегопада на расчистку трассы дорожникам отводится от 2 до 8 часов. Вчера мы проехали по трассе, вроде бы все нормально. По крайней мере, нас особо не ругали.

Поделиться
Класснуть