7333

Мачо тоже плачут

Мачо тоже плачутПервый раз я ударила своего парня Сергея, когда он, решив напугать меня и свою бабушку, попытался вскрыть себе вены. На самом деле он просто слегка порезал кожу - так, чтобы выступила кровь. Я схватила его за длинные волосы и ударила кулаком в лоб. Сережа присмирел, однако баловаться с бритвой не перестал. И каждый раз получал от меня затрещину. Со временем бить его стало привычкой, и поводом для рукоприкладства служили уже не попытки самоубийства (или имитация таковых), а просто житейские неурядицы. Было это в конце 90-х годов прошлого века. Тогда за помощью Сергею, если бы он и захотел, обратиться было некуда - о кризисных центрах для мужчин никто и не слыхивал. Сейчас в Казахстане подобных центров два: один в Алматы, другой в Караганде. Я решила поговорить с психологом алматинского кризисного центра для мужчин “Ер Азамат” Ириной ТЕРЕНТЬЕВОЙ, чтобы хоть задним числом узнать, что должен был делать Сережа, чтобы нейтрализовать персонального тирана, то есть - меня.

Центр этот был создан два года назад, целью проекта являлось достижение гендерного равенства:женских центров много, а мужских не было вовсе. В “Ер Азамат”, по словам Ирины, мужчины обращаются постоянно: в сутки бывает 1-2 звонка, плюс в центре работает много психологов-волонтеров, которые оказывают помощь на местах. Психологическая и юридическая помощь оказывается доведенным до отчаяния мужчинам бесплатно.
А обращается сильный пол с самыми разными проблемами. Кто-то ищет способ заработать побольше и свозить семью отдохнуть за границу, а кто-то не знает, как выжить на 30 тысяч тенге в месяц. Просят совета по воспитанию детей отцы-одиночки. Звонят оставшиеся не у дел старики. В прошлом году, рассказывает Ирина, очень часто обращались мужчины, ставшие жертвами домашнего насилия. Как-то в центр пришел перемотанный бинтами, весь в зеленке мужчина. Жена пробила ему голову сковородкой. Потерпевший просил психологов научить его, что делать: он был на грани помешательства и говорил, что убьет свою благоверную. Другой страдалец постоянно ходил расцарапанный - супруга кидалась на него, едва учуяв запах спиртного. Но такие случаи у нас пока редкость.
Зато, по словам Ирины, процветает психологическое насилие - к примеру, отказ благоверной в сексе мужчины воспринимают очень болезненно. Еще одной формой психологического насилия является отказ кормить мужа, если он в чем-то провинился. Но самое страшное, утверждает психолог, - это шантаж мужчины собственными детьми. Женщины часто, мстя бывшим мужьям, запрещают им общаться с детьми. А это удар как для мужчины, так и для ребенка: ведь сын или дочь не могут “развестись” с папой - он для них единственный на всю жизнь.

Как-то в центр обратился “мальчик по вызову”: его истязала клиентка. Делала она это якобы в шутку, но не останавливалась даже тогда, когда парень начинал кричать от боли. Бедняга еле дождался окончания “свидания” и “сделал ноги”, однако страстная клиентка вычислила его координаты и долгое время преследовала. Вообще же его коллеги по цеху - частые гости в центре. Как, впрочем, и гомосексуалисты. Причем у последних повод для жалоб - главным образом неприятие их обществом, невозможность открыто заявлять о своей ориентации, создавать семьи. Хотя “голубые”, по словам Ирины, тоже бывают разные.
- Есть бисексуалы, - говорит она, - есть именно гомосексуалисты... И им тоже бывает нужна помощь.

Гонит в центр людей и ревность - мужская и женская. Ирина рассказывает о молодом человеке, который не может работать и нормально жить, подозревая свою вторую половину в том, что она ему изменяет. Он целыми днями шпионит за женой, ездит за ней повсюду и фотографирует. Другой мужчина жаловался на ревность жены. Как-то пришел с работы, моется в душе. Заходит жена и, заглядывая за занавеску, говорит: “А я думала, что член после полового акта должен быть красный. А у тебя он почему обычного цвета?”. И никакие доводы не могли убедить женщину в том, что муж ей не изменял. В другой раз она заставляла уставшего после трудового дня супруга садиться попой в таз с водой: ей рассказали, что если у мужчины незадолго до проверки был половой контакт, то его яички должны всплыть.

Мужчинам, по словам Ирины, приходится намного тяжелее, чем женщинам, ведь представительницы прекрасного пола могут обсудить все проблемы с подругой за чашкой чая или за бутылкой вина. А мужчины все держат в себе: мачо не плачут. Так что же делать попавшим в кризисную ситуацию представителям сильного пола?
- Если мужчина чувствует, - говорит Ирина Терентьева, - что в его семье происходит что-то не то - нужно сразу обращаться к специалистам, не ждать, пока обстановка накалится. Лучше идти к психологу тогда, когда положение еще можно исправить. Еще я бы хотела дать совет женщинам: всегда нужно помнить старую поговорку: муж - голова, а жена - шея. Как-то пришла ко мне женщина, рассказала, что у нее свой бизнес, а муж зарабатывает намного меньше. Сначала эта ситуация его напрягала, но с годами он просто стал тянуть из благоверной деньги. Я объяснила, что она сама виновата: такое нужно было пресекать на корню. Я всегда советую людям: прежде чем жениться, нужно получше узнать друг друга, может, пожить какое-то время вместе. И не вмешивайте в свои дела родственников! Ведь в постель вы их с собой не положите! Так почему мамы, папы, бабушки участвуют в конфликтах? А вообще, мне бы хотелось, чтобы мужчины навсегда забыли о том, что они должны работать, зарабатывать деньги, быть сильными... Да никому вы ничего не должны! Я говорю: держитесь, мужики! Иначе дети начнут появляться только из пробирок...

Телефоны кризисного центра в Алматы: (727) 272-11-59, 8-777-357-11-13, 8-701-357-63-41.
фото Андрея РАЗУМОВСКОГО
и из архива Ирины ТЕРЕНТЬЕВОЙ, Алматы

Мадина АИМБЕТОВА,
aimbetova@time.kz

Поделиться
Класснуть

Свежее