10463

Последний патрон

Боксер-профессионал Нурхан СУЛЕЙМАН имеет неоднозначную репутацию. Многие казахстанцы называют его предателем за то, что он в расцвете своей карьеры уехал в Турцию и принял турецкое гражданство. Турки считают его перебежчиком, потому что, уйдя из любительского бокса, Нурхан  решил строить свою профессиональную карьеру в Америке. А для американцев он простой эмигрант, который ждет заветного гражданства и развозит пиццу за 50 долларов в день.

                                              Цзю досталось от Сулеймана
Мало кто в мире знает фамилию Сулейман, зато у каждого на слуху боксер Костя ЦЗЮ. В конце 80-х в полуфинале Кубка СССР никому не известный казахский парень боксировал с молодой звездой - Костей Цзю. Нурхан тогда здорово отметелил юркого Цзю, но казахского боксера победителем не признали, да и Костя так и не выступил в финале из-за серьезных травм. Кубок тогда достался совсем другому спортсмену.
- В 2000-м я встретился с Костей в Сиднее, - вспоминает обидчик Цзю Сулейман. - Я тогда еще выступал в любителях, но уже собирался переходить в профессионалы, и я ему об этом сказал. Костя ответил мне, что я старый для профессионального бокса. А ведь тогда мне было всего тридцать лет! Через минут двадцать после этого разговора я увидел Васю ЖИРОВА, рассказал ему о нашей беседе с Костей. Вася мне тогда сказал: “У тебя еще много времени! Просто Цзю до сих пор помнит о вашем поединке, и ты для него до сих пор остаешься соперником”.

Нурхан выступал в сборной СССР,  был чемпионом среди юниоров в 1988-м. Однако выступать за команду Казахстана ему не довелось. В начале девяностых он поехал с советскими боксерами на международный турнир в Анкару, там турки его и приметили, сразу позвали выступать за сборную, предложили хорошие деньги, купили жилье, гарантировали участие в будущих Олимпийских играх. Нурхан тогда не думал, что на ближайшей Олимпиаде в Атланте земляки будут называть его предателем. Он думал лишь о том, что должен помогать своей многодетной семье, где помимо него еще семеро.
- Я уехал, потому что меня здесь не замечали, мной не интересовались. Не от хорошей жизни я туда подался, - подчеркивает Сулейман. 

                                                Родина там, где ты сыт
В Турции он к своей казахской фамилии Сулейман добавил турецкую приставку оглы - так потребовала принимающая сторона. Восемь лет он прожил на берегах Босфора, дважды выступал на Олимпийских играх за турецкую команду. А после Олимпиады в Сиднее решил вновь эмигрировать - теперь в Америку. Переехав за океан, он начал осваивать профессиональный бокс, в США он впервые на ринге поднял казахстанский флаг.

- Я люблю Казахстан, горжусь тем, что я шымкентский, но жить бы на родине я уже не смог, - повисает пауза. - Потому что здесь все по-другому, я не могу объяснить почему. Тот, кто долго живет вдали от Казахстана, - меня поймет. У американцев есть такая пословица “Где сыт, там твоя родина”. Да, грубо звучит, но это так.
 

За шесть лет, что он живет в Америке, он провел 24 боя -  16 побед и 8 поражений. В этом году он боксировал трижды, все три раза проиграл. После каждого поражения он заявлял о завершении карьеры. Однако травмы заживали, и Сулейман назначал следующий поединок. В будущем году он планирует провести три боя.

- Я понимаю, что надо остановиться, у меня маленький сын, очень большой риск, что меня покалечат, и малыш будет расти без отца. Но поймите - мне 37 и я хочу использовать последний патрон.
Каждый бой - это 5-6 тысяч долларов, Сулейман копит на дом. Сейчас он снимает жилье за 500 долларов. А еще надо оплачивать услуги адвоката, который хлопочет о получении американского паспорта, отстегивать тренеру-мексиканцу, который живет в соседнем штате, чтобы подготовил к поединкам... Нурхан устроился в фирму по доставке пиццы.

- На профессиональной арене мне особо заработать не удалось, - искренен Сулейман. - Я думаю, если бы я остался в любительском боксе, я бы больше заработал. 

                                                Боксер желает познакомиться
Последний раз Сулейман приезжал на Родину два года назад. Тогда он участвовал в разогреве перед титульным боем Марата МАЗИМБАЕВА. В Казахстане он пробыл два месяца, и все это время был в активном поиске невесты. Но вернулся в Штаты несолоно хлебавши. Зато его ждал большой сюрприз. Оказывается, уезжая в Казахстан, он кое-что оставил о себе на память. Его американская пассия Николь сообщила, что боксер станет папой.

Последний патрон- Сын - это моя главная победа в жизни, - боксер достает кипу фотографий. - Когда ему исполнится четыре года, я привезу его в Казахстан, сделаю ему обрезание - он же мусульманин. Будет со мной только по-казахски разговаривать. А сейчас он только слово “мама” говорит, хотя я с ним все время провожу, как нянька.

Он присутствовал при родах, и сам перерезал пуповину своему наследнику. Атиллахану скоро будет годик. А в Казахстане у маленького гражданина Америки есть еще 12-летняя сестра Нургуль. Она пять лет не видела своего знаменитого папу. Но Сулейман не терял с ней связь, помогал первой супруге. Вообще у боксера было три жены. На первой он женился по любви, вместе они жили в Турции, со второй оформил отношения, чтобы получить американскую визу - холостых в США пускают неохотно, ну а третья - гражданская супруга Сулеймана - Николь.
Она появилась в его жизни в самые сложные для эмигранта годы. Он только переехал в Америку, почти не знал языка, и друзей у него там не было. Однажды Нурхан зашел в аптеку за таблетками, а ушел с женой. Сейчас их отношения исчерпали себя, и в Казахстане он ищет себе девушку.

Мария  ИМАЕВА,  тел. 259-71-99, e-mail:
imaeva@time.kz

Поделиться
Класснуть

Свежее