Мечты и страхи отца Андрея
Главные инструменты отца Андрея, служителя храма Христа Спасителя, - кисти, доски, камни.
Он вместе со своими соратниками делает богоугодное дело - возрождает отечественную школу иконописцев.
В прошлом отец Андрей, как он сам о себе говорит, был обычным мирским художником, писал картины, продавал их, нарабатывал клиентуру. Но в смутные девяностые Андрея, воспитанного в семье коммунистов и некрещеного, потянуло к вере.
- В церквах после семидесятилетнего советского режима царила беднота и разруха, - говорит
отец Андрей. -
Старинные иконы вывезли за границу, распродали в частные коллекции. Однажды я зашел в храм, постоял и понял: вот оно - то настоящее, что умиротворяет и придает сил. Стал размышлять, какую пользу могу принести духовенству. Но что я умею? Только рисовать. Вот и начал по книгам изучать технологию иконописи, пробовать писать. А в 1999 году к нам из российского поселка Палех, который издревле славился мастерами иконописи и лаковой миниатюры, приехал
художник Герман СЕРГЕЕВ и задержался в наших краях на семь лет. За эти годы ему удалось собрать учеников и поднять казахстанскую иконопись. Так что все мастера, расписывающие Свято-Вознесенский кафедральный собор и храм Христа Спасителя в Алматы, считают его своим учителем.
Отец Андрей окончил Алматинский миссионерский богословский вечерний факультет, получил сан дьякона. Сейчас возглавляет школу иконописцев при храме Христа Спасителя, но со скромностью, присущей христианину, попросил не расспрашивать о своих учениках. Слишком мало, говорит, прошло времени, а истинные иконописцы вызревают десятилетиями.

- Прийти к нам в школу может любой верующий человек, имеющий художественное образование или навыки рисования. Понятно, что безбожников мы не принимаем. Недавно ко мне обратился мужчина, говорит: “Я под Рязанью работал при храме, умею левкасить дерево, хотел бы быстренько научиться рисовать да устроиться к вам на работу”. Но иконопись - не способ зарабатывать деньги.
Отец Андрей мечтает, чтобы его иконы начали мироточить, и, с другой стороны, боится этого.
- Душа может повредиться от тщеславия, гордости - это все сильные страсти, которые незаметно овладевают человеком, и тогда наступает крах в творчестве, - объясняет он. -
Ведь мой духовный возраст еще невелик. К тому же нельзя забывать: это Бог творит руками человека, а не сам человек. Издревле известно, что необычайные чудеса, происходящие с иконами, служат для подкрепления духовных сил и являются предвестниками больших испытаний в семье, стране, мире. Я лично знаю людей, у которых дома замироточила икона, и после этого их ждали страшные искушения.
Ежедневно писать иконы отцу Андрею помогает Божья молитва, но лучше всего дело спорится в пост, а сейчас как раз идет Рождественский. Это, по его убеждению, вполне естественно: больше отдаешься работе, чтобы не думать о пустом желудке.
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА
Оксана СВЯЗИНА, Алматы

