9184

Слушать подано!

Ветеран отечественного джаза Константин ДОБРОВОЛЬСКИЙ готов научить главу государства Нурсултана НАЗАРБАЕВА игре на саксофоне. Почему бы нет - вон Билл КЛИНТОН, экс-президент США, запросто может зайти в любой подвальчик или клуб, чтобы отыграть сейшн на радость рядовым согражданам...
Но если учить, то не даром, считает Константин Иосифович, а за поддержку отечественной культуры, упавшей за последние годы ниже плинтуса.

Слушать подано!Все его богатство - тенор-сакс французской фирмы “Анри Сельтер”, знаменитая модель VI. Добровольский купил его в 1967 году за бешеные по тому времени деньги - 2500 рублей.

- А сколько вы тогда зарабатывали?
- В 1976 году мы записали в Ташкенте “Восточную сюиту”, которую “Голос Америки” тут же погнал в эфир. “Сюита” вышла на виниле тиражом 32 тысячи экземпляров, и ее мгновенно смели с прилавков. Следом допечатали еще 10 тысяч. Нам заплатили по 60 рублей каждому за то чудо, которое мы сотворили за какие-нибудь три дня.

Невероятная была пластинка. Композитор Олег ГОЦКОЗИК, талантливый парень, специально изучавший узбекскую музыку, обрабатывал народные песни в духе “Chicago” или “Blood, Sweat & Tears”. Позднее уехал в Швецию, поступил в “Беркли скул” на интереснейший факультет синтеза симфонической и джазовой музыки. Половину платы за обучение внесла еврейская община, после учебы он вернул эти деньги.

- Слишком многие сегодня кричат “Дай миллиончик - и горы сверну”. Быть может, поэтому у спонсоров нет энтузиазма?
- Дело не в количестве просящих, а в общем отношении к культуре и искусству. Взять музыку: полный застой и дикое однообразие. Нет ни серьезных передач о джазе, классике и вокале, ни фестивалей, которые раньше в Алматы проводились регулярно. Последний раз - года три-четыре назад - меня с ребятами тоже пригласили. Но мне же состав кормить надо, а организаторы заявили: “Алматинские музыканты выступают бесплатно”. Я их спросил: “А приезжие - за бабки?” - и мы расстались.

Чтобы сегодня кто-то официально пригласил или согласился выпустить альбом... А между тем в Алматы есть действительно талантливые ребята. Сергей МИРОНОВ, к примеру, - гитарист мирового уровня, и материала у него не на один - на три-четыре диска. На Западе издается море джазовых записей, но и в этом море Казахстан был бы представлен вполне достойно. Есть Валерий БАНОВ - трубач, которому у нас нет равных по “верхам” и свободе владения инструментом, и блестящий пианист Владимир НАЗАРОВ. Есть Константин ЛОГИНОВ, Вадик ОЛЕНИН, Эдуард САРШАЕВ, Канат ОМАРОВ. Из Узбекистана недавно приехал Виктор КУРНИЦКИЙ, великолепный тромбонист, которого едва не задушила каримовская система.

Ну все вроде бы есть - и отличные ребята, и музыка... которую в этой стране ни у кого нет желания слушать. Слушают эфирную попсу и гастарбайтеров, лабающих в общепите.

- Кого вы называете гастарбайтерами - приезжих музыкантов или вообще всех временщиков, движимых одной целью - срубить побольше “капусты”?
- Так если бы они только рубили, но ведь еще и ставки занижают!

- Раньше платили больше?
- Что касается нынешней игры по кабакам, то за час такой работы музыкант зарабатывает в разы больше, чем, к примеру, Нина ПАТРУШЕВА, прекрасный педагог, обучающий ребят игре на скрипке.
Но не только в деньгах проблема. Кто-нибудь помнит, когда наш Алматинский симфонический оркестр в последний раз проводил конкурс духовиков? Кто-нибудь искал, как это делал Ростропович, талантливых ребят по всей стране? Кстати, раньше каждые полгода ОМА - объединение музансамблей - проводило конкурс, на который приглашались такие мэтры, как БАЙТЕРЕКОВ и Кажгалиев. В ресторанах “Казахстан”, “Интурист” и других первые полтора часа исполнялась джазовая музыка. В Ташкенте во времена Союза было еще проще. Отдавали нам какой-то ресторан, приходило туда десятка полтора команд, исполнить нужно было обработку народной музыки, джазовую композицию и две-три песни. Комиссия прослушивала и говорила кому-то: ребята, вы сегодня работаете!

- Сегодня, при том что рестораны в Алматы на всех углах, лишь в одном-двух можно послушать джаз...
- Полгода назад пытались в одном из респектабельных заведений устраивать джазовые четверги - так публика вставала и уходила. Чтобы не потерять клиентов и работу, ребята перешли на попсу.
А в Питере 66 джазовых клубов. Скажешь, там всегда были сильны джазовые традиции? Так и в Алматы - У Яши ХАНА был состав, у Гарика ГЕЛЛЕРА, у покойного Тахира ИБРАГИМОВА и других. И все откатывали свои программы, не говоря уже о каких-то концертах. А сейчас сплошное “ынц-ынц-ынц” или “Заплакали суки, конвой зарыдал”.

- О вкусах не спорят.
- А о воспитании вкусов? Нельзя до бесконечности пичкать народ той жвачкой, которую гонит наше ТВ. На Западе тоже любят попсу и “мыло”, но там есть и шикарнейшие программы о симфонической и джазовой музыке.
То, что крутят у нас в общественном транспорте, - вообще мрак небесный. Что бы наверху ни говорили, а культура наша - вот она, в автобусах и троллейбусах. Ниже, чем есть, просто некуда падать... Между тем корни музыкальной культуры казахского народа древние и прочные.

Но с чего бы вдруг решили покинуть эту страну Алмас СЕРКЕБАЕВ, Эдуард Богушевский, Жорж МЕТАКСА? С того, что возвращается набивший оскомину “совок”, но только в худшем варианте. Бороться с этим “совком” нужно на уровне детсада, воспитывая раскрепощенные, творческие личности, а не набор винтиков-шпунтиков, знающих только “Равняйсь-смирно” да “Спасибо партии родной за субботник в выходной”!

- Коль скоро мы заговорили о высоком - что, по-вашему, исполняют у нас в правительстве: классику, джаз, попсу?
- Сплошная импровизация - но никакого джаза, все вполне предсказуемо. Взять осенний скачок цен на все и вся. Как человек, получающий 15 тысяч льготной пенсии и ровно половину этой суммы отдающий за коммунальные услуги, я бы не сказал, что Кабмин по нотам играет. Они и гаммы-то не разучили...

Анатолий   НИКОЛЬСКИЙ,  
тел. 259-71-99,  e-mail:
nikolsky@time.kz

Поделиться
Класснуть

Свежее