Сакс в большом городе
В минувшую субботу в зале Казахконцерта дала свой первый и единственный концерт в нашей стране уникальный музыкант -
Вероника КОЖУХАРОВА. Она единственный в мире человек, играющий на саксофоне под аккомпанемент... органа. В Алматы Вероника выступила вместе с
заслуженным артистом РК Габитом НЕСИПБАЕВЫМ. Кожухарова еще молода - всего 24, но ей уже рукоплескали вся Россия и Юго-Восточная Азия, а в Западной Европе саксофонистка практически “прописалась”.
Вероника родилась в неблагополучной семье, а в пять лет оказалась в детдоме с диагнозом “дебильность”. Впрочем, ей повезло: научный сотрудник Крымского госуниверситета Ирина КОЖУХАРОВА удочерила девочку. До этого женщина уже взяла на воспитание десятерых приемных детей с тем же диагнозом. Материнская забота и тепло семейного очага помогли Веронике в 14 лет поступить в Российскую академию музыки имени Гнесиных, которую она окончила с успехом. Впрочем, о своей биографии одаренный музыкант не любит распространяться.
- Вероника, вы первый раз в Казахстане. Как ощущение?
- Из-за бесконечных гастролей я прилетела сюда уставшая и вялая, но сразу же почему-то меня охватило состояние покоя. Не знаю, с чем это связано. Может быть, дело в том, что я много хорошего от друзей-музыкантов слышала про вашу страну. Мне рассказывали, что здесь многим нравится. Ну, вы понимаете, о чем могут рассказывать друг другу гастролирующие музыканты? Об акустике, о зале, о публике...
- И как вам наша акустика ?
- Мы сегодня репетировали - мне понравилось. О публике мне рассказывали: она доброжелательная. А ваши музыканты... Хотя с Габитом мы только вчера познакомились - ощущение, что дружим с ним давно: сразу сыгрались. А у меня такое редко с кем бывает. Хотя вчера от усталости не было никакого настроения играть.
- Вы к инструменту подходите только с настроением?
- Конечно! Если вы меня спросите, кто мой лучший друг - я отвечу: мой саксофон. Если бы с ним можно было поговорить, он бы, наверное, столько всего рассказал...
- А вы с ним разговариваете?
- Безусловно, мы общаемся, чувствуем друг друга. Вот недавно случилась необычная ситуация: накануне концерта в Москве его украли. Я забыла закрыть гостиничный номер. Не знаю, какое чувство мною двигало, но в три часа ночи меня просто что-то заставило вскочить с постели и пойти проверить чехол. Инструмента не было. Всю ночь с милицией мы его искали. И пока я ездила вместе с людьми в погонах, видела такие вещи, которые только в криминальном телесериале возможны... В итоге саксофон нашли и концерт прошел великолепно. Тогда поняла, что к инструменту у меня выработался материнский инстинкт, и я, как любая мать, готова его оберегать и защищать.
- Сколько времени вы уделяете своему “ребенку”?
- У меня ощущение, что круглые сутки. Однажды после репетиции мне нужно было поехать на встречу с прессой, и я оставила инструмент. Так мне потом журналисты сказали: вас так непривычно видеть без саксофона! Мы с ним одно целое.
- Вероника, откуда такое необычное сочетание двух инструментов?
- Я искательница всего необычного. А духовики в основном люди консервативные: если он владеет флейтой, то будет играть максимум с гобоем, но никак не с саксофоном. Я же года два назад предложила в России известному органисту, профессору московской консерватории Алексею ПАРШИНУ хотя бы попробовать сыграть с саксофоном. Нам обоим понравилось, и Паршин сразу захотел сыграть концерт, который мы дали в католическом соборе в Москве. Выступление прошло на ура: мне стали звонить люди и предлагать сыграть где-нибудь еще. Я согласилась, и народ повалил на наши концерты. И теперь нам часто приходится тянуть с началом выступления - билеты заканчиваются, а люди все идут и идут, и мы рассаживаем их на стулья, в проходы, на пол...
- Скажите, сложно скомбинировать звучание двух таких разных инструментов?
- Саксофон - очень объемный по звучанию инструмент, и с величественным органом у него полная гармония. К тому же тот репертуар, который мы играем, знают все. Это, если так можно выразиться, “попса” классической музыки.
- С духовыми инструментами я играл не раз, но с саксофоном не пробовал, - включается в разговор Габит НЕСИПБАЕВ. - Ведь если орган - самый древний духовой инструмент, то саксофон - самый молодой. Думаю, это будет интересный опыт для меня и для музыкантов нашей страны. Это не эксперимент, а именно полноценный опыт: ведь Вероника это делает не первый раз. А за орган вы не переживайте, он - инструмент универсальный и может звучать с чем угодно. Например, тот же Паршин делает программы органа с балалайкой.
- А нет риска, что один инструмент может заглушить другой?
- Для этого и существуют репетиции, на которых можно найти баланс. Хотя за два тысячелетия, сколько существует орган, для него написано очень много музыки, а вот для саксофона - не так уж. Поэтому нужно находить баланс, чтобы произведение подходило сразу двум инструментам. И потом саксофон в сознании обывателя ассоциируется с джазом, и тем самым ограничивается его сфера. А о том, что на саксофоне можно играть более серьезную музыку, мало кто знает.
- Если мы говорим о Японии или Франции, - подхватывает Кожухарова, - там мои концерты не являются шоком. А у нас даже в Москве в диковинку тот факт, что на саксофоне играет женщина. Не говоря уже об органе. У всех сложился стереотип: в джазе только мальчики. Я, кстати, играю либо авангард, либо классику.
С Габитом же мы пройдем сквозь времена и эпохи - начиная с Баха, ГЛЮКА, МОНСЕНИ, МОЦАРТА, РАВЕЛЯ, ШУБЕРТА, КАЧИНИ и до современников - Тараса БУЕВСКОГО и Риво НОДО. Люди, которые приходят на мои концерты, всегда могут слушать именно тот пласт музыки, который им по душе.
- А какие-то неожиданные ходы или приемы вы используете?
- Когда Святослава РИХТЕРА спросили, почему он не участвует в конкурсах, он ответил, что не собирается превращать свою музыку в спорт. А ведь так и получается, что сейчас в конкурсах кто быстрее, громче или “оригинальнее” сыграет, кто будет играть, допустим, лежа - тот и победит. На последнем конгрессе саксофонистов дошло до того, что саксофонисты имитировали спуск воды в туалетном бачке. Это просто ужасно!
Слушатели для меня - как родные братья и сестры. Поэтому я стараюсь играть искренне и честно.
Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

