Край непуганых патриотов
Ровно четверть века назад появился в Енбекшиказахском районе Алматинской области овощно-молочный совхоз “Нурлы”. И хотя на нашей земле в обозримом прошлом войны не было, сегодня поселок выглядит, как после бомбежки.
На снимке: В поселковом магазине нет даже хлеба.
Зияющие пустые окна, разобранные дома и ржавеющая сельскохозяйственная техника - это остатки от былой славы совхоза.
А ведь еще в начале 80-х годов прошлого столетия жизнь здесь кипела. Более тысячи семей жили в добротных двухэтажных домах, разводили скот и выращивали овощи. В совхозе был свой Дворец культуры, большой универмаг, детский сад и даже санаторий с горячим источником.
Всего лишь через 10 лет после рождения совхоз приказал долго жить, селянам предложили брать землю и хозяйствовать самостоятельно. Это удалось немногим... Оставшись не у дел, люди стали разъезжаться кто куда. Те, кто не смог уехать, разбирали пустующие дома и продавали их по частям - рамы, двери, шифер - чтобы кормить семьи.
До ближайшего “живого” поселка - 20 км, а до районного центра и того больше. Кругом бескрайние степи...
Случайно наткнувшись в одной из командировок на поселок Нурлы, мы сначала даже подумали, что он совершенно заброшен. Однако жизнь в поселке теплится. И, что интересно, при полном отсутствии какой-либо власти. Аким Масакского сельского округа, к которому относится поселок, наведывается в Нурлы раз в неделю, участковый - и того реже. Из социальных объектов работает только школа, в которой учатся 230 детей, и почта. Люди здесь - сами себе власть. За советом, как и за наказанием, идут к аксакалам. Они здесь - высший суд...
- Да зачем нам чиновники? - вопрошает Талгат, не пожелавший назвать фамилии. -
Я сам себе и аким, и прокурор. Мы живем по законам природы: скот выращиваем, кукурузу - тем и кормимся. Свет есть, вода тоже, телефон - через одного, да и машины сейчас у всех селян имеются. А что работы нет - так ведь помочь обещают...
Сегодня в поселке Нурлы - 157 семей, из них 120 - оралманы, перебравшиеся на историческую родину. Из более чем сотни добротных домов заселено меньше половины.
- На моей улице я
- единственный житель, - улыбается
Малик САГИНБЕКОВ (на снимке). -
Уехали люди, дома разобрали. А жаль... Я живу в поселке с момента его образования. И могу сказать, что в свое время это был процветающий совхоз. Я работал кассиром, жена - учительницей. Потом Союз развалился, и совхоз стал не нужен. Выживали как могли.
- Почему вы остались?
- Сложно сказать. Просто здесь родина моя, и надо было детей поднимать, а не скитаться в поисках лучшей жизни. А потом... У меня хороший дом, машина есть - она меня и кормила: в лихие времена занимался частным извозом. Теперь вот устроился в Чилике экспедитором в одной компании, так что на жизнь не жалуюсь. Дети уже взрослые, внучка подрастает.
- Домов, смотрю, много у вас пустующих. Сколько стоит такой особнячок? И покупают ли в вашем поселке недвижимость?
- Вы не поверите, но покупают! В последнее время люди стали возвращаться в эти места. Здесь у нас воздух чистый, природа, горячие источники рядом. Дом под крышей стоит 10 тысяч долларов, а совсем голые стены можно купить за $2-2,5 тысячи.
- Верите, что поселок возродится?
- Думаю, возродится. По крайней мере, власти обещают хорошую жизнь.
Несмотря на то что в поселке есть свет, вода, телефон и прочие блага цивилизации, он выглядит заброшенным и неуютным. Люди привыкли довольствоваться малым, а чиновникам явно нет дела до жителей Нурлы. На обратном пути мы заехали в поселок Масак, чтобы пообщаться с
акимом Канатбеком ЖУНУСОВЫМ, но оказалось, что он уехал в Алматы и вернется не скоро...
Надежда ПЛЯСКИНА,
plyaskina@time.kz
Фото Владимира ЗАИКИНА
Алматинская область

