7237

Дитя раздора

Драматические события развернулись в Жанаозене. В провинциальном городке, сидящем на “нефтяной игле”, кипят нешуточные страсти. Вот уже полгода бывшие супруги КАМАЛОВЫ (имена и фамилии героев изменены по этическим соображениям. - Е. С.) ведут судебную тяжбу за 11-летнюю дочь Акмаржан.

Дитя раздораЗа это время только ленивый не спрашивал девочку о том, с кем из родителей она хочет остаться. Пятиклассница отвечала на этот непростой вопрос и родителям, и судьям, и педагогам, и работникам отдела опеки и попечительства. Состоялись уже два судебных заседания, но, похоже, взрослые дяди и тети не хотят поставить точку в этом деле.

Камаловы прожили вместе 10 лет, у них две дочери. В 2000 году семейные отношения дали трещину. Камаловы официально развелись, но продолжали жить в гражданском браке, пока этим летом экс-супруг Кайрат не обвинил бывшую жену Баян в измене, а та, в свою очередь, укорила его в тунеядстве и пьянстве. Первой тяжелых семейных ссор не выдержала старшая дочь Ляззат, выскочив замуж в юном возрасте. После этого ушел Кайрат, забрав с собой младшую дочь. Баян осталась одна в 5-комнатной квартире.

Теперь яблоком раздора Камаловых стала Акмаржан. Сейчас она живет с отцом в доме его родителей и возвращаться к матери не хочет. Баян подала в суд.

На первом судебном процессе в Жанаозене 11-летняя девочка заявила, что мама неоднократно избивала ее и сестру - часто за пустяковые проступки. К тому же детям стало известно, что мать “загуляла” на стороне.
- Однажды мобильный телефон мамы оказался у меня... Неоднократно звонили какие-то мужчины, спрашивали маму, просили о свидании, - смущаясь, заявила на суде Акмаржан. - Это было очень неприятно слышать...

Однако суд, учитывая мнение специалистов отдела опеки и попечительства, постановил вернуть дочь матери.
Тем временем на сторону Акмаржан встала прокуратура, не согласившаяся с решением городского суда и подавшая протест. В апелляционной жалобе прокурор ШАГЫРОВ написал: согласно статье 54 Закона о семье и браке суд обязан принимать во внимание мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Кроме того, прокурор сослался на то, что по закону “само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя”.

И вот настал очередной акт драмы. Ребенку вновь пришлось в суде отвечать на досужие вопросы взрослых. Акмаржан опять отказалась от матери. Тем не менее Мангистауский областной суд оставил решение городского суда без изменений.
Вот тут-то и началось самое трудное. На днях судебные исполнители должны были реализовать судебное решение и вернуть девочку матери. Поначалу судебный исполнитель Жанаозенского территориального участка администратора судов Мангистауской области Абай АСАЛОВ даже пригрозил:
- Мы можем возбудить против отца уголовное дело по статье 362 (неисполнение решения суда). В течение двух месяцев должны исполнить решение суда.

Однако позже изменил свою позицию: отнимать дочь у отца никто из судебных исполнителей не рискнул. К тому же возбуждать уголовное дело против Кайрата Камалова, как выяснилось, не имеет смысла - он не собирается насильно удерживать ребенка:
- Я не раз заявлял, что если Акмаржан добровольно захочет уйти к Баян, то запирать ее на замок не стану. Но жить с матерью она не хочет, а принуждать ее к этому я не позволю. Однажды дочь обмолвилась, что, если я отпущу ее к матери, она покончит жизнь самоубийством.

Судебные исполнители в растерянности.
- Мы, скорее всего, вернем исполнительный документ в суд, - заявляет теперь Абай Асалов. - А бывшие супруги, наверное, опять будут судиться.

- Никакие материальные блага не должны превышать желание ребенка, об этом вообще сейчас речи быть не может! - говорит детский психолог, врач областного психоневрологического диспансера Юрий БОРИСОВ. - Ну и что, что у жены пятикомнатная квартира! Суд должен был обязательно учесть мнение ребенка, иначе зачем его спрашивать, с кем из родителей он хочет остаться. К тому же принято считать, что при разводе дети чаще всего выбирают маму. Это не всегда так: в последнее время у меня было несколько случаев, когда матери покидали семью, а воспитанием занимаются отцы. Как бы то ни было, сейчас для Акмаржан очень важен душевный комфорт. Нельзя, чтобы это отразилось на психике девочки.

Тем временем о ситуации, сложившейся в семье Камаловых, стало известно недавно созданному департаменту по защите прав детей Мангистауской области.
 - В ближайшие дни мы выедем в Жанаозен, где планируем встретиться как с самой девочкой, так и с ее родителями, - утверждает директор департамента Клара ШКОНДИНА. - С Акмаржан должны разговаривать специалисты-психологи, чтобы выяснить, оказывает ли кто-либо на нее давление. Кроме того, намерены побеседовать с ее педагогами, соседями бывших супругов, работниками отдела опеки и попечительства. И в первую очередь будем отстаивать права ребенка!

Кстати, разыгравшаяся семейная драма не прошла бесследно для старшей дочери Камаловых - Ляззат. Ее не спасло даже замужество. Веселая и общительная девушка стала замкнутой, угрюмой, впала в тяжелейшую депрессию. Сейчас Ляззат лечат врачи и народные целители.

Пока родители поливают друг друга грязью на судебных процессах, Акмаржан умудряется посещать школу, делать по вечерам уроки. Но только детские куклы ей заменили официальные протоколы и копии различных постановлений, а школьных подружек - дяденьки и тетеньки из судов, прокуратуры и социальных органов. Этот жестокий и совсем не школьный урок, который ей преподали взрослые, она наверняка запомнит на всю жизнь. Шесть месяцев допросов и бесконечных хождений по судам стали тяжелым испытанием для 11-летней девочки. И, судя по всему, скоро ей вновь придется окунуться в игры взрослых - впереди встречи с сотрудниками департамента по защите прав детей, а потом, скорее всего, новый судебный процесс...

Есназар СУЛТАНОВ, Актау,
тел. 8-701-6650795,
e-mail:
esnazar@inbox.ru

Поделиться
Класснуть

Свежее