6391

На кону - кони

На днях сразу три группы барымтачей ликвидированы сотрудниками отдела по раскрытию краж чужого имущества криминальной полиции ДВД Алматинской области. На счету каждой - десятки налетов на крестьянские хозяйства и пастбища. По словам оперативников, такая активность полицейских продлится до особого распоряжения начальства - вероятнее всего, до начала весны.

Сейчас многие казахстанцы готовятся к согыму (запасают мясо на зиму), откармливая лошадей. Поэтому понятно, что в последние дни случаев краж скота больше обычного: упитанные кони - большой соблазн для барымтача. В один из вечеров в отдел полиции прискакал житель села Жоламан. По его словам, неизвестные угнали с пастбища 26 лошадей, которых сельчане собирались зарезать на согым. Расследованием кражи занялись оперативники уголовного розыска области. Записав все приметы угнанных лошадей, полицейские попытались пойти по следам похитителей, но не прошло и часа, как офицеры запутались: на пастбище остались следы сотен копыт, и угадать, куда именно погнали табун, было невозможно. Единственный достоверный источник информации в степи - чабан. Вот оперативники и отправились в ближайшие крестьянские хозяйства. Уже темнело, когда опергруппа добралась до кошар фермера по имени Жайлаубай.

- Вчера недалеко от моего табуна два всадника погнали около 20 коней, - сообщил аксакал. - Я еще подумал, что они едут на рынок - уж слишком упитанные у них лошади. Они поехали туда, - и чабан махнул рукой куда-то вдаль.
Отъехав вместе с полицейскими несколько километров от кошар, Жайлаубай-ага спешился.
- Вот их следы, уже замерзли, - чабан ткнул камчой в тропу, на которой отчетливо отпечатались несколько десятков следов лошадиных копыт. - Гонят в Алматы - там, говорят, цена за лошадь подскочила до 150-170 тысяч тенге.
Переночевав в кошаре, полицейские утром тронулись в путь. Аксакал дал сыщикам трех коней, приторочил к седлу коржун с едой и кумысом...

Следы вывели на Капчагайский мост. Местные пастухи, выгонявшие скотину на выпас, рассказали, что видели табун лошадей, приметы которых совпадали с угнанными. Сыщикам пришлось изрядно покружить. Барымтачи попались опытные: угнанный табун часто водили кругами, чтобы сбить погоню со следа.

- Для нас, - говорит начальник отдела по раскрытию краж чужого имущества криминальной полиции ДВД Алматинской области Махаметжан КАСЫМОВ, - главная задача - найти пропавших лошадей и задержать злоумышленников. Приходится сутками пропадать в степи, ходить сотни километров по ложному следу и возвращаться назад. Вот и сейчас следы, казалось бы, ведут в город. На самом деле конокрады уводят коней в горы, где пережидают погоню. Потом часть лошадей режут, остальных продают в трех районах Алматинской области - Кербулакском, Аксуском и Алакольском.

Сразу три оперативные группы выехали в эти районы. А уже через шесть часов старший опер­уполномоченный по особо важным делам ДВД области Беркут ОМАРБАЕВ (кстати, признанный лучшим борцом с барымтачами в системе МВД РК) позвонил из Сарыозека: группа Дауржана НУРМУХАНБЕТОВА задержана. Едем в РОВД. Дауржан вместе с двумя подельниками сидит в камере. Едва Дауржану намекнули, что есть доказательства его преступлений, он начал говорить:
- Мы украли больше 50 лошадей. Сколько всего краж, не считал…
По его словам, коней воровали прямо с пастбищ: пару дней наблюдали за табуном, потом, улучив момент, угоняли животных. Правда, барымтачи Дауржана верховой езде предпочли японскую иномарку. Конокрады ездили по трассе, в бинокль наблюдая за лошадьми. Двое оставались неподалеку, Дауржан доставал из багажника седла, уздечки, еду - и барымтачи, устроившись в ближайшем овраге, продолжали наблюдение.

- Эта группа самая дерзкая в области, - говорит Махаметжан Касымов. - Днем ворованных лошадей прятали в горах, гнали исключительно ночью, что значительно затрудняло их поимку. О маршруте конокрады докладывали Дауржану по мобильнику - в этой группе была чуть ли не армейская дисциплина. Всего нами доказано 19 фактов краж ими скота. Лишь часть лошадей удалось изъять - остальные были проданы на рынках Талдыкоргана и Алматы.

По словам Касымова, узнать, что конь ворованный, он может по цене. Даже самая упитанная лошадь будет стоить на 20-30 тысяч дешевле, чем на рынке. Перекупщики знают об этом, но легко идут на выгодные сделки. А охватить все рынки одновременно полицейские не могут: не хватает людей. По оперативным данным, только на Центральный рынок в Алматы каждый день привозят до 25 туш. Примерно столько же - на оптовый рынок “Алтын-Орда”.

Пока следователи заполняют бумаги, оперативники сообщают Касымову - 50-летний Молдаш ЖАРКЫНБАЕВ, гроза крестьянских хозяйств трех крупных районов, задержан в Коксу.
- Его группа работала в Кербулакском, Коксуском и Каратальском районах, - рассказывает Махаметжан Касымов. - Его подельники живут в этих районах и у себя в аулах выслеживают упитанных лошадей. На их счету - 42 коня. Когда мы вышли на след барымтачей, Молдаш подался в бега. Почти два месяца он прятался на зимовках у чабанов. Больше сотни отгонов и крестьянских хозяйств было проверено - и всегда Молдаш уходил за день-два до того, как наши сотрудники приезжали на заимку. Жаркынбаев может за ночь угнать табун за 70-100 километров, а наутро зарезать коней и к вечеру уже подсчитывать навар.

По словам полицейских, коно­крадство в последние годы молодеет. Хотя еще в конце 90-х сыщики задерживали 70-летних барымтачей, которые имели криминальные связи не только в Казахстане, но и в соседней Киргизии и Каракалпакии.
- В былые времена барымтачи свято соблюдали национальные традиции, сейчас им - лишь бы поживиться… - вздыхает полковник Касымов. - Сколько раз мы встречались с фактами краж жеребых кобылиц (по “понятиям” барымты, красть таких кобылиц и жеребят не принято. - Т. К.). Их угоняли и резали на мясо, шкуры закапывали в степи. Бывало, находили трупы кобыл с раздутыми животами…

- В чем причина?
- Все стремятся продать скот в Алматы. Даже угнанный в самом отдаленном ауле табун в конечном итоге попадает на прилавки южной столицы - самого крупного потребителя мяса в стране. Только в Алматы работают более 20 колбасных цехов, которым в сутки нужно до пяти тонн мяса. А кроме того, на каждом рынке есть мясные отделы. И сотни пунктов приема шкур. Каждый из них мы проверяем - а вдруг найдем тавро украденной лошади?

- Но ведь можно из цифры “три” сделать “восьмерку”, букву “с” переделать в “о”...
- Мы уже столкнулись с такой проблемой. Тавро хозяина не только переделывают - его стали просто срезать.

- Есть выход?
- Единственный. Делать тавро с использованием жидкого азота. Этот знак невозможно переделать, срезать или выжечь. Но стоит это недешево - 400-500 тенге за одну метку. Не каждому сельчанину по карману...

Тохнияз КУЧУКОВ,
kuchukov@time.kz
фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА
Алматинская область

Только цифры
В Алматинской области зарегистрировано более трех миллионов голов скота.
С начала года украдено около тысячи голов, задержаны 116 человек.

Поделиться
Класснуть

Свежее