По внутреннему убеждению
Качество следствия и методы получения нужных показаний в нашей полиции таковы, что если бы судьи неукоснительно соблюдали требования УПК, согласно которым добытые с применением пыток и других нарушений закона доказательства должны быть признаны недопустимыми, обвиняемых пришлось бы отпускать на свободу косяками. Поэтому сплошь и рядом приговоры выносятся по “внутреннему убеждению” и согласно указаниям вышестоящего судейского начальства. А если убеждения и указания вступают в противоречие, разгораются нешуточные конфликты.
Курортные страсти
В ноябре прошлого года в Щучинском городском суде Акмолинской области случились массовые беспорядки, не замеченные широкой общественностью. Около сорока человек блокировали здание и помещения суда, угрожали расправой
судье Бадиле БАКИШЕВОЙ, пытались захватить в заложники
секретаря Розу КАПБАСОВУ, насильно удерживали в зале суда осужденных
Владимира ИЗЕРСКОГО и Юрия ТУНАКОВА, а также их адвокатов и защитников.
Судью, по ее словам, спас конвой, доставивший подсудимых в зал суда:
- После провозглашения приговора ко мне подошел старший конвоир Ахметов и в присутствии судей Натальи Водяновой, Турсун Кожановой и Гайни Хамзиной попросил выехать из здания суда под охраной сотрудников полиции в связи с тем, что есть вероятность нападения на меня лиц со стороны потерпевших. Создав живой коридор из сотрудников полиции, меня вывели из здания суда и доставили домой под охраной.
Секретаря на своей машине вывез муж судьи Водяновой.
Судья напишет потом:
“Отбиваясь от разъяренных нападавших, которые на другой машине сопровождали ее до самого дома”. На следующий день возле дома Бакишевой двое неизвестных напали на ее соседку по подъезду и, перепутав с судьей, попытались силой усадить в авто. Увидев, что обознались, они отпустили свою жертву. Перепуганная женщина позвонила Бакишевой на работу и предупредила, чтобы та для обеспечения безопасности вызвала к дому наряд полиции. Руководил этими беспорядками, как следует из частного постановления судьи Бадили Бакишевой…
замначальника Ерейментауского РОВД майор полиции Аскар ТАСЫБАЕВ, который кричал:
“Пусть меня уволят с работы, но я разорву судью!”. Бесчинства в здании дома правосудия города Щучинска продолжались до 23-24 часов 3 ноября 2006 года.
А произошли эти безобразия после того, как судья, по ее словам, посмела ослушаться указаний
председателя Акмолинского областного суда Омирсерика КОЖАБАЕВА:
- Когда шел процесс по делу Владимира Изерского и Юрия Тунакова, Кожабаев вызвал меня к себе и потребовал, чтобы я приговорила Изерского к 10 годам лишения свободы. Это было прямое нарушение закона с его стороны! Я 15 лет проработала судьей и всегда руководствовалась в своих действиях только требованиями закона, а не указаниями свыше.
Преступление
История началась с того, что 19 сентября 2005 года пропал житель поселка Зеленый Бор Щучинского района Акмолинской области 48-летний
Морзаболат ТАСЫБАЕВ. Личность, прямо скажем, неординарная. По показаниям его родственников, предприниматель - очень смелый человек, а по рассказам жителей района - личность со вздорными наклонностями, любитель выпить и подраться и чуть ли не местный авторитет определенного толка.
Вот, например, что рассказывает
Галина СОЛОНИЦИНА (на снимке),
сестра осужденного Владимира Изерского:
-
Они с моим братом с детства дружили. Что из себя представлял Морзаболат Тасыбаев, все жители нашей курортной зоны знают… Много чего он здесь натворил, но все с рук сходило. Поступало несколько заявлений в полицию, в которых местные предприниматели жаловались на избиения их Тасыбаевым, но все всегда заканчивалось примирением сторон. Никто связываться с ним не хотел, потому что бесполезно было. Его брат,
замначальника РОВД Аскар Тасыбаев, тесно дружил с
прокурором района Жанбулатом КОЖАБАЕВЫМ и его отцом,
председателем областного суда Омирсериком Кожабаевым. Так что делайте выводы сами, как обыкновенному человеку можно тягаться с таким начальством…
Труп Морзаболата полицейские не обнаружили. Зато нашли его автомобиль, утопленный в водоеме, и обвинили в убийстве Тасыбаева его друга детства Владимира Изерского. Согласно показаниям свидетелей, накануне Тасыбаев в пьяном виде приезжал к Изерскому домой драться из-за того, что тот отказался помочь ему избить нескольких работников местной автобазы, чем-то перед Тасыбаевым провинившихся. Владимира Изерского арестовали, когда он лежал в больнице. На седьмой день нахождения под стражей он написал явку с повинной. Рассказал, будто Тасыбаев, встретив его в лесу, кинулся на него с заточкой в руке. А когда Владимир заточку выбил, то схватил трубу и несколько раз ударил Изерского по рукам и спине. Улучив момент, Изерский якобы отобрал трубу и сильно саданул ею Тасыбаева по голове... Машину утопил, труп сжег на двух баллонах от КамАЗа, а останки закопал неподалеку.
Был арестован и подельник Изерского Юрий Тунаков, который будто бы помогал топить машину Тасыбаева и слышал рассказ об убийстве ее хозяина.
Защитник Владимира Галина Солоницина потом будет писать во все инстанции, что, когда она присутствовала на следственном эксперименте на месте происшествия, понятых там не было, зато было много посторонних полицейских. Изерского, по ее словам, водили по заранее нарисованной полицейскими схеме, а на кострище изъяли несколько обгоревших фрагментов костей неизвестного происхождения. Обвиняемый в убийстве сознался, написал все, что было нужно, и указал даже место, где зарыл несгоревшие останки. Вот только за три месяца поисков полицейские так ничего и не смогли обнаружить, кроме трех фрагментов непонятных костей размером от 1,5 до 4 сантиметров…
Забегая вперед, скажем: установить, кому принадлежат эти кости, так и не удалось.
Согласно заключению № 229, сделанному экспертом судебно-биологического отделения от 5 января 2006 года, “
в костных опилках видовую принад-лежность определить не представилось возможным”. То есть принадлежат они собаке, человеку или барану, неизвестно. А вот согласно
заключению № 68 другого эксперта от 14 января 2006 года,
они принад-
лежат человеку.
На постановление судьи Бакишевой о назначении молекулярно-генетической экспертизы также был получен ответ о невозможности дачи заключения. В самом начале судебного процесса Владимир Изерский отказался от своей явки с повинной, заявив, что никого не убивал, а признания писал под диктовку из-за угроз расправы над его родственниками. Кстати, по показаниям свидетелей, возле домов родственников Изерского в это время дежурили подозрительные автомобили, а на заборах появлялись надписи
“Вашей семье - смерть!”.
Наказание
Тем временем арестованный подельник Изерского Юрий Тунаков жаловался, что показания у него выбивают пытками: избивают, тушат об него сигареты. Впрочем, в возбуждении уголовного дела по его заявлению следователь УВД города Кокшетау Ж. КАСЕНОВА отказала, объяснив, что ожогов от сигарет не заметила, а синяки - следствие падения арестованного с верхнего яруса кровати. Однако во время процесса
судья Бакишева признала факт пыток бесспорным, основываясь на заключении эксперта, отразившего все повреждения на теле Тунакова. Еще один свидетель, некто
С. АХМЕТОВ, на суде пояснил: допрашивал его совсем не
следователь Сергей МЕШКОРЕЗ, который вел расследование, а не имеющий к делу никакого отношения Аскар Тасыбаев, который бил его головой о стену до тех пор, пока не добился нужных показаний. Свидетель опознал своего мучителя прямо в зале суда.
Впоследствии в своем частном постановлении судья Бадиля Бакишева отразила огромное количество нарушений, допущенных во время следствия. И посчитала необходимым довести это до сведения прокурора Акмолинской области и начальника областного УВД для принятия “
соответствующих мер в отношении лиц, допустивших беспредел и грубейшие нарушения норм УПК РК, а также гарантированных Конституцией РК прав человека”.
Однако, хотя судья и указывала на недопустимость доказательств, добытых незаконным путем, все же приговор она вынесла обвинительный. Владимира Изерского приговорила за “
превышение пределов необходимой обороны” и еще по ряду статей к 5 годам лишения свободы условно, а Юрия Тунакова - к 4 годам лишения свободы условно и, согласно закону об амнистии, освободила обоих от назначенных наказаний. После этого в суде и начались бесчинства.
Итог
По жалобе Аскара Тасыбаева
прокурор района Жанбулат Кожабаев опротестовал приговор суда. 29 ноября 2006 года коллегия по уголовным делам Акмолинского областного суда, председателем которого работает
папа прокурора Омирсерик Кожабаев, вынесла постановление, согласно которому приговор Щучинского районного суда был изменен. Владимир Изерский получил 10 лет за умышленное убийство, Юрий Тунаков - 1 год 4 месяца и 28 дней.
Судья Бадиля Бакишева, не имевшая за последние три года ни одного взыскания или отмены вынесенных ею приговоров, после заседания дисциплинарно-квалификационной коллегии судей РК Указом президента от 5 мая 2007 года была освобождена от должности. Ее частное постановление о многочисленных нарушениях во время следствия и бесчинствах в суде, устроенных Аскаром Тасыбаевым, обжаловано не было, и оно вступило в законную силу. Впрочем, никакой ответственности за это никто не понес. Бывшая судья и родственники Владимира Изерского до сих пор не оставляют надежды на восстановление справедливости и продолжают писать жалобы во все инстанции.
Виктор МИРОШНИЧЕНКО, Петропавловск,
тел. 8-7772588479,
e-mail:
mukomol@mail.kz
Фото автора

