Артем УЛУНЯН, российский политолог: Все искусственное недолговечно
Недавно в Вене было обнародовано открытое коллективное письмо государствам - участникам ОБСЕ, подписанное партиями
“Алга!”, “Настоящий “Ак жол”, КПК, несколькими оппозиционными казахстанскими газетами и более 120 неправительственными организациями.
По мнению подписантов,
“Республика Казахстан сегодня недостойна возглавить ОБСЕ, и избрание ее на этот почетный пост на 2009 год скомпрометирует ОБСЕ и приведет к ослаблению роли организации в деле поддержания мира и стабильности в Европе и во всем мире”.
На взгляд авторов письма
,”за минувший год ситуация в Республике Казахстан с правами и свободами граждан заметно ухудшилась”. В связи с этим они предлагают государствам - членам ОБСЕ перенести заявку Казахстана на пост председателя организации “на 2011 год или позже”.
Между тем на прошлой неделе ОБСЕ официально отказалась направить своих наблюдателей на выборы в Госдуму РФ 2 декабря - из-за внезапно возникших у них проблем с въездными визами в Россию. Это решение поддержал и госдепартамент США.
По мнению многих казахстанских и российских политологов, такой исход событий был предсказуем. При этом некоторые представители дипломатических кругов Казахстана считают, что Москва зря пошла на обострение отношений с ОБСЕ, так как это снизит и без того небольшую вероятность принятия
“Базовых принципов организации наблюдения за общенациональными выборами по линии Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ)”.
Этот документ, разработанный семью постсоветскими государствами (Казахстаном, Россией, Киргизией, Арменией, Белоруссией, Таджикистаном и Узбекистаном), - своего рода ультиматум на случай, если кандидатура Казахстана будет отклонена (см. “Козырь в рукаве”, “Время” от 10.11.2007 г.).
Впрочем, немногие - как в Казахстане, так и в России - всерьез рассчитывают, что европейцы примут условия такого ультиматума.
По мнению
ведущего сотрудника Института всеобщей истории Российской академии наук, доктора исторических наук Артема УЛУНЯНА, ОБСЕ при любом раскладе откажет Казахстану в председательстве-2009 в пользу Литвы.
Что касается “Базовых принципов”, то российский эксперт оценивает этот документ как некую панацею от “демократической заразы”.
- Предназначение документа - не допустить усиления влияния ОБСЕ в странах, где проведение выборов испытывает определенные затруднения и вызывает определенные вопросы, - заявил он в телефонном интервью нашему корреспонденту. -
Эти страны, которые Запад называет “проблемными”, дипломатично хотят себя обезопасить. У них нет намерения стандартизировать процедуру в соответствии с принципами европейской демократии. А что касается “солидарности” с Казахстаном… Не стоит забывать, что все подписанты этого документа волнуются больше о самой процедуре выборного процесса, о его легитимизации и о тех событиях, которые происходят накануне и во время выборов в их странах.
- Действительно ли “Базовые принципы” не только ограничивают число наблюдателей ОБСЕ на выборах, но и запрещают им комментировать выборный процесс до опубликования основного отчета?
- Совершенно верно. Авторитетной европейской организации фактически предлагается смотреть на происходящее глазами местных властей. А это практически сводит на нет действенность ОБСЕ на постсоветском пространстве. Поэтому я не уверен, что европейцы согласятся принять подобный документ. Они очень любят торговаться по таким вопросам. К тому же в “семерке” есть страны, конфликт с которыми не входит в планы ОБСЕ. Но жесткость формулировок этого документа показывает, что у него далеко идущие цели. Несомненно, это будет способствовать усилению конфронтации “семерки” с Европой.
- Насколько далеко может зайти эта конфронтация?
- Я не уверен, что кто-либо из этих семи стран покинет ряды ОБСЕ. Однако, на мой взгляд, подписанты постараются заморозить каким-либо образом отношения и заставить европейцев принимать ситуацию такой, какая она есть. Согласится ли ОБСЕ на это? Скорее всего Европа будет ждать развития событий у нас, у вас, в Узбекистане и Армении. Что касается 2009 года, то я не уверен, что вопрос о председательствовании Казахстана вообще будет поднят.
- Почему?
- В свете последних событий, произошедших у вас в стране, и на фоне жестких комментариев по данному поводу в оппозиционной прессе. Я имею в виду выборы в мажилис и появление в Казнете распечаток телефонных переговоров высших чиновников. Это все умаляет возможности страны претендовать на пост председателя ОБСЕ.
- Значит, никто из семерки не уйдет из ОБСЕ, несмотря ни на что?
- Давайте определимся, что значит уход. Уйти, хлопнув дверью, в никуда или создать что-то свое? Эти страны не могут создать серьезного противовеса ОБСЕ. По одной простой причине: они имеют разновекторные интересы. Если даже они сейчас консолидируют свои усилия в смысле председательства Казахстана, то нет никаких оснований считать, что они будут едины при решении других вопросов. Ведь не секрет, что каждая из этих стран стремится улучшить отношения с внешнеполитическими партнерами для получения определенных преимуществ в схватке со своими соседями. К примеру, в свое время Узбекистан активно примерял на себя роль лидера в Центрально-Азиатском регионе. И Ислам КАРИМОВ на полном серьезе озвучивал эти претензии. Чем все это закончилось? Так что все упирается в конфронтацию политических режимов, существующих в этих странах.
- А разве СВМДА не может стать альтернативой ОБСЕ?
- Как СВМДА по своему масштабу и характеру взаимодействия может обеспечить присутствие на мировой арене, адекватное ОБСЕ? Конечно, можно создать любую организацию, но, как показывает опыт, искусственные политические образования долго не живут…
Беседовал
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы
КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ
Асылбек КОЖАХМЕТОВ, председатель общественного объединения “Шанырак Казахстан”:
Вперед, в Европу!
Нужен ли нашей стране пост председателя ОБСЕ? Я считаю, что, в принципе, это здоровые амбиции. Каждая страна должна стремиться возглавить эту организацию. Но нельзя подрывать основы этой организации. Ведь возглавлять ее могут только те, кто может потребовать от других соблюдения демократических стандартов. А теперь еще семь стран СНГ пытаются играть в корпоративные игры, действуя против принципов ОБСЕ - вместо того чтобы постараться соответствовать стандартам этой организации. Но нельзя объединяться ради шантажа. Не это делает страны сильными. Мировая политика давно уже переросла принцип “стенка на стенку”. Я считаю, что Казахстану не нужно играть в эти игры. Ему нужно двигаться вперед, в Европу, а не назад в Азию.