8432

Рак - это не приговор

 Ежегодно в Казахстане растет количество онкологических больных. Можно ли уберечься от рака? Так ли страшна болезнь, как это принято считать? Стоит ли обращаться к магам и целителям или все-таки предпочтительнее лечиться у профессионального врача? На эти и другие вопросы отвечает президент общественного фонда поддержки онкобольных “Здоровая Азия” Нагима ПЛОХИХ. 

  Виктор ДЕРБЕНЕНКО, Восточно-Казахстанская область:
- У моей жены рак молочной железы, она уже семь лет стоит на учете в поликлинике как онкобольная. Сейчас врачи ей говорят: “Лечить вас уже поздно, мы ничем не можем помочь”. Что же получается - она должна медленно умирать? Имеют ли право врачи отказывать человеку в лечении?
- Нет, конечно, ни один врач не имеет права отказывать больному в лечении. Для людей, страдающих последней стадией заболевания, есть хоспис, персонал которого обязан хоть как-то, но облегчить страдания неизлечимо больного человека. Продлить человеку жизнь, сделать все, что в их силах, - это задача людей в белых халатах.

  Марина СУРКО, Алматы:
- Я бывшая онкобольная, 12 лет назад перенесла операцию и теперь каждый год должна проходить обследование у врача. Но к онкологу-гинекологу, у которого я наблюдаюсь, с каждым годом попасть все труднее. Очереди огромные. Многие, махнув рукой, просто перестают ходить к врачу. К докторам у меня никаких претензий, но почему их так мало? Эта проблема как-то решается?
- Количество врачей, которые работают в больницах, устанавливается Министерством здравоохранения, они дают ставки врачей, они же определяют количество онкологов-гинекологов. Видимо, в Минздраве считают, что двух врачей на огромный город хватает сполна.

  Лариса МАН, Каскелен:
- Часто ли бывает, что люди сознательно отказываются от лечения?
- Да, такие случаи бывают, и достаточно часто. В основном, на операцию не соглашаются женщины, у которых рак груди. Они сознательно отказываются от химио- и лучевой терапии и операции, надеясь, что все обойдется. Дело в том, что многие из них просто не представляют, как можно лишиться своей груди. Но как человек, который когда-то сам прошел через эту болезнь, могу сказать: своевременное лечение может быть очень успешным, и оно позволяет женщине жить полноценной жизнью еще много лет. Поэтому я никогда не устану повторять: обращайтесь к врачам, лечитесь и не надейтесь, что все пройдет само собой. Рак на ранней стадии излечим, это не приговор, а болезнь, с которой нужно бороться так же как и с любой другой.

Рак - это не приговор  Аскар ОСПАНОВ, Шымкент:
- Есть ли в Казахстане какие-то службы или врачи, которые оказывают психологическую поддержку онкобольным? Моей маме недавно поставили диаг­ноз - рак шейки матки. Она сгорает больше не от болезни, а от переживаний. Мы сами, как ни стараемся, не можем ей помочь. Хотели найти специалистов, но ничего не получилось. Куда нам можно обратиться?
- Увы, пока в Казахстане нет ни одной реабилитационной или социально-психологической программы для онкологических больных. Есть проекты, которые предлагают общественные фонды, но пока они не действуют. Хотя это нужно и важно. Остается одно - обращаться к психологам и надеяться, что вскоре эти программы начнут действовать.

  Эвелина КОМБОЛИНА, Алматы:
- У моего отца последняя стадия рака легких, я хочу устроить его в хоспис: там все-таки работают профессионалы, которые смогут облегчить его страдания. Куда мне обратиться?
- Для этого нужно взять направление в хоспис у лечащего врача в районной поликлинике, в которой стоит на учете ваш отец. Если в хосписе есть места, вас без проблем туда направят. Но, к сожалению, ситуация с хосписами в республике очень сложная, и ее давно пора решать: строить новые помещения, нанимать персонал. Потому что количество больных растет, а мест в хосписах не прибавляется.

  Айнур КАЛДЫБАЕВА, Кызылорда:
- Сейчас все газеты пестрят объявлениями о чудо-лекарях, которые берутся вылечить рак любой степени. То же самое можно сказать и о распространителях биологически активных добавок, которые предлагают легкий способ избавления от любых болезней. Как вы относитесь к таким врачевателям и стоит ли к ним обращаться?
- Будь моя воля, я бы привлекала всех этих дельцов к уголовной ответственности. Они “лечат” любые опухоли и при этом сразу же на 300-400 долларов “грузят” пациентов БАДами (биодобавками). А люди хватаются за любую соломинку, верят и надеются, но при этом медленно умирают. Таких примеров множество. К нам приходят люди в критическом состоянии, после того как их залечивают такие “врачи”. И профессиональным докторам потом сложнее лечить этих пациентов, потому что время упущено. Мы постоянно говорим об этом, но клиентов у таких аферистов, увы, не убавляется.

  Нагимулла ЕСТЕМБЕТОВ, Алматы:
- Я перенес два инфарк­та, после этого получил вторую группу инвалидности. В 2005 году мне поставили диагноз рак легких третьей степени, и опухоль постоянно растет. Стою на учете в первой городской поликлинике. Хотел получить первую группу инвалидности, но на комиссии меня просто не стали слушать. Скажите, положена ли мне первая группа?
- По идее, при такой болезни вам должны дать первую группу инвалидности. Направление на медико-социальную комиссию вам должен дать лечащий врач, вы пройдете медицинское освидетельствование и со всеми справками и направлениями пойдете в районный отдел социальной защиты. Там комиссия рассмотрит ваши документы и примет решение.

  Вероника, Алматы:
- У меня был рак груди, я перенесла операцию и теперь постоянно должна пить “Тамоксифен”. Беру талон на бесплатное лекарство у врача, иду в аптеку, но таких таблеток там просто нет. Получается, что я должна покупать лекарство, которое положено мне бесплатно?
- Эта проблема касается всех без исключения онкобольных. Во многих городах республики уже сейчас нет препаратов, необходимых для лечения и реабилитации. Их просто не включили в госсоцзакуп или закупили в недостаточном количестве. Система простая: формируется определенный заказ и направляется в министерство, на его основании в города поступает определенное количество медикаментов. Их не может быть больше, чем в заказе. Препараты кончаются, и люди вынуждены покупать их в аптеках или просто ложиться и умирать. Это халатность некоторых чиновников и врачей, которая приводит к печальным результатам.

Телефон постоянно действующей “горячей линии” фонда “Здоровая Азия” 8 (727) 266-36-36.

На “прямой линии” дежурила Оксана АКУЛОВА,
фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА
и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть