Чёрный ход в “красную” зону
- Они имели все, о чем может мечтать заключенный.
- Только, наверное, девочек не хватало?
- И девочки были. У них было все, кроме воли…
Это прозвучало в приватном разговоре с одним из сотрудников правоохранительных органов. Не буду называть его имени, потому что… не помню.
Месяц назад мы сообщали о цепочке событий, связанных с УЖД 158/1, как официально именуется таразский следственный изолятор СИ-13 (см. “Отворите нам темницу”, “Бунт в СИЗО прекращен”, “Время” от 16 и 17. 10. 2007 г.).
Напомним их хронологию:
6 октября -
была пресечена попытка перебросить в следственный изолятор пакет с боеприпасами: 4 гранатами РГД-5, пистолетом Макарова, 33 патронами.
13 октября -
обыск в СИЗО с изъятием запрещенных предметов, закончившийся неповиновением шестерых заключенных и нападением двоих из них на контролеров.
13-15 октября -
пикетирование изолятора родственниками арестантов и ранее судимыми лицами с требованием пропустить их на территорию режимного объекта.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы определить взаимосвязь между возникающими ситуациями. Сотрудники УКУИС объяснили все произошедшее стремлением криминальных структур взять изолятор под контроль, проделать, так сказать, черный ход в “красную” зону.
В этом они были совершенно правы. Но куисовцы умолчали о том, что СИ-13 давно уже “перекрасился” и приобрел самый что ни на есть “черный” оттенок.
Вдобавок утаили главное из всего случившегося: 2 октября из УЖД 158/1 был совершен побег. И сбежал не кто-нибудь, а осужденный на 18 лет за убийство
лидер ОПГ “Крыкбаевские” сам Ергали КРЫКБАЕВ. Правда, через пару часов вернулся. Говорят, не без вмешательства чекистов. Они же сразу принялись расследовать ЧП. И вот что обнаружилось.
В тот день в СИ-13 привезли холодильники. Доставка была произведена на небольшом грузовике марки “Мерседес-Бенц”. Через некоторое время грузовик выехал с территории учреждения. С ним, а точнее под ним, пределы СИЗО покинул
осужденный Ергали Крыкбаев.
Сейчас выясняется, что дверь в камеру №5, где находился арестант, открыл
старший по корпусу прапорщик Русланбек НУРФАЗИЛОВ. Беспрепятственно пропустил грузовик через пропускной пункт контролер отдела режима и охраны старший сержант Турар ЖАРТЫБАЕВ. И, наконец, знал о побеге и не поднял тревогу, а сам тайно провел вернувшегося беглеца через все запоры
дежурный помощник начальника изолятора старший лейтенант Жандос АМАНЖОЛОВ.
В отношении всех троих департаментом КНБ по Жамбылской области возбуждены уголовные дела. Жартыбаеву инкриминируется бездействие по службе, Нурфазилову и Аманжолову - превышение должностных полномочий. Оба офицера взяты под стражу и водворены в тот же самый СИ-13, куда еще недавно ходили на работу.
Сами же они отрицают свою причастность к побегу. Аманжолов сначала сознался, а затем поменял показания: дескать, на него “
было оказано давление”. Если верить этой троице, то никакого побега вообще не было.
Тогда что было? “
Самоволка”?..
А что мог совершить за два часа вольной жизни особо опасный преступник? И ведь что бы он ни содеял, у него было бы железное алиби…
Оказалось, что в УЖД 158/1 существуют элитные заключенные, для которых администрация создала совершенно особые условия содержания. Они пользуются сотовыми телефонами, могут, свободно передвигаясь по изолятору, подойти к любой камере и переговорить с сидящими там арестантами. Как пример красивой жизни за решеткой, передаваемый из уст в уста потрясенными правоохранителями, - это сидящие на фонтане во дворике изолятора бандиты, потягивающие пивко и любующиеся рыбками…
- Я видел собственными глазами, - рассказывает
старший помощник прокурора области по надзору за законностью исполнения наказаний Ерлан САТЫБАЛДИЕВ, - как некий прилично одетый гражданин проходил вдоль камер по коридору изолятора и угощал арестантов мороженым, раздавая его по “кормушкам”. Поинтересовался у контролера: кто эта щедрая душа, новый сотрудник, что ли? - а он мне в ответ: “
Это не сотрудник, это заключенный Марат Абдуали…”.
Понятно, что ни на пиво, ни на мороженое какой-нибудь Вася, стукнувший лопатой соседа, или умыкнувший барана Мыркымбай рассчитывать не могли. Элиту СИ-13 составляли зэки другого уровня. Их имена знает в Таразе любой мальчишка. Это известные на всю страну
лидеры ОПГ братья Ергали и Кайрат КРЫКБАЕВЫ, осужденный недавно за убийство троих инкассаторов к 25 годам лишения свободы
руководитель другой ОПГ Марат АБДУАЛИ по кличке Маратенок, его тезка и
подельник Марат КОНУСБАЕВ… Возможно, в ходе следствия всплывут и другие имена.
- Свободно общаясь друг с другом, подследственные и подсудимые могли обговорить до мелочей свои показания, - продолжает Ерлан Сатыбалдиев. - По телефону они могли надавить на свидетеля или запугать судью, что, возможно, и делалось. И в самом худшем варианте эти криминальные личности могли организовать захват заложников!
Вот теперь понятна истинная подоплека недавних событий в следственном изоляторе. Ясно, что блокирование дверей камеры, имитация вспарывания животов, ранение контролера и беснование толпы у шлагбаума - это реакция “блатных” на требования по соблюдению режима!
После всех проверок областная прокуратура направила свое представление в адрес КУИС Минюста РК, предложив решить вопрос о дисциплинарной ответственности
начальника СИ-13 Бейсенбека МАНТЕЕВА и его зама Ерика БАЙТИШЕВА. Но Байтишев уже ушел сам. По-английски. То есть просто не появляется на работе. Нет его и дома. И это вполне объяснимо: ведь в отношении его чекисты тоже возбудили уголовное дело по превышению должностных полномочий. Вылезло наружу то обстоятельство, что замначальника СИ-13 давал разрешения на долгосрочные и внеочередные свидания авторитетам преступного мира с их женами и любовницами.
- Как “красная” зона стала “черной”? - спросила я у
замначальника УКУИС по Жамбылской области Данияра ТУАШЕВА.
- В первую очередь это преступная халатность руководителей изолятора в обеспечении должного режима содержания. С себя вину не снимаем: доверились руководству данного подразделения, проглядели. И ведь из личного состава СИЗО тоже никто словом не обмолвился, что там такая вакханалия творится. Хотя по положению, если руководитель отдает приказ, вызывающий сомнения в его правомерности, сотрудник должен потребовать от него письменное указание и исполнить его только в случае, если это не повлечет за собой уголовно наказуемых последствий. Но у наших сотрудников, сами знаете, какая ментальность...
- И все-таки кто дал команду отворить камеру для Ергали Крыкбаева?
- Это тот главный вопрос, на который пока ответа нет. Может, тайна откроется на следствии или на суде.
На фото: И. о. начальника УЖД 158/1 Аскар Джуркабаев и осужденный Денис Слонов.
Галина ВЫБОРНОВА, Тараз,
тел. 8-7013757573, e-mail:
anri1@mail.kz