Две правды рядового Шынтасова
Мыльная история
Двое новобранцев воинской части 6506, дислоцированной в Шымкенте, Бектыбай ШЫНТАСОВ и Бауржан БАЙКУЛОВ (имя и фамилия последнего изменены. - З. М.) на учебном полигоне Актас подрались из-за куска мыла. Собственно, драки как таковой не было. Физически крепкий Байкулов пару раз стукнул соперника кулаком, после чего бойцов разняли товарищи. Спустя три часа Шынтасов обратился в медпункт, где ему поставили диагноз - острый аппендицит. Но он не подтвердился. Как свидетельствует судебно-медицинская экспертиза, у новобранца была разорвана селезенка и повреждена поджелудочная железа. В тот же вечер врачи областной клинической больницы парня прооперировали.
Итак, официальная версия, которой придерживаются и командование войсковой части, и следствие, - стычка из-за мыла. Однако для матери, Батимы ШЫНТАСОВОЙ, и для нас солдат припас другую историю.
Другая версия
Парень рассказывает, что во взводе, где он служил, большая часть солдат - из Талдыкоргана, и старослужащие всячески поддерживали земляков, а остальным приходилось выполнять их указания. Бектыбай, призванный из Западного Казахстана, вначале безропотно подчинялся, но однажды решился сказать “нет”. Это произошло 5 сентября.
- Я стирал форму в душе, - вспоминает он. - Ко мне подошел Бауржан Байкулов вместе с двумя ребятами. Он потребовал, чтобы я пополнил единицы на его сотке, и дал номер мобильника. У нас в части почти у всех ребят требуют деньги на “актив” для “старшаков”. Некоторые соглашаются, некоторые - нет.
Как утверждает Бектыбай, услышав отказ, троица принялась его избивать. Особо усердствовал Байкулов. По словам Бектыбая, именно он нанес сильный удар в живот, от которого перехватило дыхание.
Бектыбай отправился в медпункт и вскоре оказался на операционном столе.
Как только пришел в себя, увидел в руке клочок бумаги…
- Я тогда плохо соображал, - говорит он. - Даже не подумал, откуда эта записка. Помню только, что в ней мне предлагалось во время допроса сказать следователю, что драка с Байкуловым произошла из-за куска мыла. Потом я заснул, а когда очнулся - бумажка исчезла.
Так появилась версия о мыле. Однако мама парня Батима в “мыльную историю” не верит:
- Он и раньше звонил домой, причем всегда с разных телефонов. Не имея собственного мобильника, он просил, чтобы я перевела деньги на эти номера. Иногда в неделю я проплачивала до двух тысяч тенге. В то время я думала: “Ладно, полгода потерплю, зато потом у сына все образуется”. Если бы знала, чем дело кончится, все деньги отдала бы! А теперь кто вернет ему здоровье?..
“Нам он ничего такого не говорил”
Дело об избиении солдата находится на расследовании в региональном военно-следственном управлении и в скором времени будет направлено в суд. Как свидетельствует судебно-медицинская экспертиза, у новобранца в результате удара тупым предметом в живот разорвана селезенка и повреждена поджелудочная железа.
Старшему следователю военно-следственного управления Габиту АБДРАИМОВУ известна лишь одна версия:
- Я разговаривал с потерпевшим, ни о каком мобильнике он не упоминал. Возможно, журналистам рассказал одно, а нам - другое. Теряюсь в догадках: почему парень взял такую тактику? В любом случае я обязан придерживаться тех показаний, которые Шынтасов дал нам официально. Хочу только заметить, что независимо от нюансов человек, виновный в увечье солдата, понесет наказание по всей строгости закона.
Не удалось прояснить ситуацию и командованию воинской части.
Генерал-майор Альберт МАТКАРИМОВ перепоручил общение с прессой
заму по воспитательной работе Кайрату КАСКАЕВУ. Майор разводит руками:
- Молодежь нынче не та. Мы раньше в армию шли из чувства патриотизма. Сейчас у них другие ценности, и, как результат, - такие происшествия. А потом возмущаются: “Во всем виновата армия”. А где же школа и родители, воспитавшие таких “защитников” Родины?
В истории с Бектыбаем Шынтасовым замполит склоняется к официальной версии, но вместе с тем допускает, что события могли разворачиваться и по другому сценарию. Он не скрывает, что в его хозяйстве не все в порядке:
- В прошлом году наши солдаты совершили 11 преступлений: в основном это неуставные взаимоотношения. В нынешнем зафиксировано пять таких фактов. С этим злом мы постоянно боремся. Кстати, у меня растет сын, и он обязательно пойдет служить в армию. Если бы подобное произошло с моим ребенком, я сделал бы все, чтобы довести дело до суда. Но прежде сам бы поговорил с ним по-мужски.
Долгая дорога домой
На днях рядовой Байкулов был арестован. Военно-врачебная комиссия признала Шынтасова негодным к воинской службе. Сейчас он находится в лазарете.
Батима делится опасениями:
- У нас все документы готовы на выписку. Но врачи не хотят отпускать сына. А ведь до суда он мог бы жить в Шымкенте у своей тетки, способной обеспечить ему уход. В лазарете же сейчас любой может к нему пройти. Боюсь, как бы его снова не заставили что-нибудь подписать.
Потерпевший, его мать и
адвокат Арман АЖИБЕК утверждают, что необходимости в продолжительном лечении нет. Ажибек считает, что причина затянувшегося увольнения солдата из армии проста:
- Официальные лица рассчитывают, что, находясь до суда под их надзором и влиянием, мой подзащитный будет поддерживать более удобную для них версию. Мы пытаемся рассказать следствию и командованию части истинную причину произошедшего, но это им не нужно. Мы написали заявление в военную прокуратуру с просьбой о том, чтобы у Бектыбая вновь взяли показания по делу, но только теперь в моем присутствии. Однако нас слушать не желают. А что касается показаний Шынтасова, легших в основу дела, так он просто боится старослужащих и начальства. Ведь они будут рядом с ним вплоть до увольнения.
Зауре Мирзаходжаева,
фото автора,
zaure_mir@mail.ru
Шымкент

