РАССЛЕДОВАНИЕ: Не смешите полковника Кана
Итак, поздним вечером 4 сентября, около 23.00, несмотря на осеннюю непогодь,
алматинка Елена КУЗНЕЦОВА отправилась за дозой героина и попалась с поличным. И хотя операцию по ее задержанию проводили два совсем молоденьких опера в лейтенантских погонах, темень и проливной дождь не смогли притупить их бдительность. От их зорких глаз не ускользнул подозрительный женский силуэт на ночной улице с пакетиком героина в руке.
Задержанная Елена Кузнецова во всем призналась. Так, мол, и так, последний месяц стала эпизодически употреблять наркотики внутривенно, пакетик с порошком нашла на перекрестке улиц Сатпаева и Тлендиева, подобрала и попробовала его содержимое на вкус. Когда поняла, что это героин, решила оставить себе. После чего сразу же была задержана оказавшимися поблизости сотрудниками полиции.
По странному стечению обстоятельств на том же перекрестке в это же время оказались две симпатичные девушки, которые согласились стать понятыми. Девчонкам было не жалко отменить назначенное романтическое свидание и потратить личное время на то, чтобы помочь полиции соблюсти все юридические формальности и привлечь наркоманку и наркосбытчицу к ответственности.
Так описаны события того вечера в полицейских документах.
К огда к нам в редакцию за помощью обратились родственники задержанной, во всей этой истории меня смутило только то, каким оригинальным способом наркоманка Елена Кузнецова определяла по вкусу содержимое найденного на улице пакетика. Это ж как низко надо пасть в бездну наркотической зависимости!
Но оказалось, что Елена Кузнецова с виду вполне приятная особа 21 года от роду, о которой соседи по лестничной клетке и дому отзываются только тепло и положительно. Родные и близкие до ее задержания полицией даже не предполагали, что у нее могут быть проблемы с наркотиками. Кстати, зрение у девушки - минус 4, при котором даже днем искать валяющиеся по улицам Алматы пакетики с героином как-то не с руки. Круглая отличница в школе, университет окончила с красным дипломом. В общем, у девушки было безупречное прошлое и перспективное многообещающее будущее. И вдруг все рухнуло - наркотики, задержание, камера следственного изолятора…
Одно с другим как-то не очень вязалось.
И вот что выяснилось...
Оказавшись в руках полиции, барышня почему-то собственноручно письменно отказалась как от платного, так и от бесплатного адвоката. Причем в своем заявлении указала, что это не связано с ее материальным положением. Таким образом, все первоначальные следственные действия с ней, в ходе которых она и подписала показания, что нашла наркотики на улице, проводились без квалифицированного защитника.
Кроме того, выяснилось, что две девушки, выступавшие в тот вечер в качестве понятых, - вовсе не случайные прохожие. Первая стажировалась в одном из райотделов полиции Алматы, а вторая приехала на тот перекресток на свидание с парнем по имени Арман, работающим в полиции.
Ну и, наконец, во время задержания Елены Кузнецовой на том же перекрестке были еще два человека - ее подруга Мадина и таксист, водитель светлой “Мазды”, который их на этот угол привез. Но об их существовании в материалах уголовного дела почему-то нет ни слова.
Но самое интересное - дальше. Хотя Елена Кузнецова и указывала в своих показаниях, что месяц как употребляет наркотики внутривенно, медицинская экспертиза не нашла на ее венах следов уколов. Было установлено, что девушка, скорее всего, ни разу в жизни наркотиков не употребляла. Наркоманией не страдает. В лечении не нуждается. На учете в наркологическом диспансере не состояла. В общем, все у нее чисто, кроме признательных показаний.
Более того, оказалось, что Елена Кузнецова была задержана полицией вовсе не в 23.00, как это указано во всех полицейских документах, а примерно в 19.30, когда рядом в помине не было никаких понятых. Зато был таксист-частник, который привез Елену и ее подругу Мадину на тот самый угол. Сейчас выясняется, что инициатором этой поездки была как раз Мадина, которая несколько дней уговаривала доверчивую подружку составить ей компанию и забрать из какого-то дома в частном секторе какие-то вещи. Пока ехали, таксист, следуя указаниям пассажирки, несколько раз менял маршрут. И на том углу машина остановилась по команде Мадины, которая, попросив подругу расплатиться с водителем, вывалила ей в ладошку мятые купюры, монеты и какие-то бумажки, а сама побежала в аптеку - якобы ей сильно приспичило. Через несколько секунд в машине оказались оперативники. Помахав полицейскими корочками, они тут же провели задержание Елены Кузнецовой. В руке у нее кроме денег и бумажного мусора оказался зажат и пакетик с порошком. Сначала полицейские задержали и Мадину с водителем. Но потом Мадину отпустили. А таксиста, припугнув угрозой сделать из него соучастника, заставили покатать всю их компанию по городу. Потом поехали домой к Елене, телефонным звонком вызвали к подъезду ее маму, бухгалтера одной из частных фирм, и предложили договориться. Сказали, что все можно замять за 5 тысяч долларов. Когда та ответила, что таких денег в их семье нет, ставка понизилась до 3 тысяч долларов. Но и этой суммы не оказалось. Тогда Елену Кузнецову вновь отвезли на перекресток Сатпаева - Тлендиева, из “Мазды” пересадили в светлый “Мерседес”, после чего девушкой стали заниматься совсем другие сотрудники полиции, а вовсе не те, что задержали ее первоначально. Только тогда и появились понятые, началось составление документов и прочие следственные действия. А таксиста на “Мазде”, как и Мадину, отпустили. В деле он как свидетель не фигурирует. Во всяком случае, пока.
Когда я читал признательные показания Елены Кузнецовой, вспомнилась давняя история, рассказанная мне лет десять назад
тогдашним начальником республиканского департамента по борьбе с наркобизнесом полковником Аликом Сын-Гировичем Каном. Однажды один его подчиненный, бравируя перед коллегами, попробовал героин на язык. Вот что думает об опыте дегустации героина на вкус сам полковник:
- Героин тогда был в наших краях в диковинку. Тот парень, он, как сейчас помню, был в чине майора, лизнул самую малость. И получил сильнейшую аллергическую реакцию. Весь покрылся пятнами, язык и губы стали деревянными, говорить не мог. Было сразу видно, что чувствует он себя очень неважно. Потом долго, минут 30, а то и час, я отпаивал его у себя в кабинете чаем. Так что признательные показания девчонки, про которые вы мне рассказали, - это чья-то безграмотная глупость. Не смешите меня... Вспомните, как мрут наркокурьеры, перевозящие капсулы героина в своих желудках, и вам все станет понятно. Так что чушь это полная.
Кстати, аналогичный комментарий мне дали квалифицированные врачи-наркологи из наркодиспансера Алматы.
Когда Елену Кузнецову привозили домой, полицейских видели два свидетеля. Один из них находился поблизости и отчетливо слышал содержание разговора. В том числе и о финансовой составляющей. Оба эти человека написали заявление и дали показания службе собственной безопасности ДВД Алматы. На основе чего было возбуждено уголовное дело по факту превышения служебных полномочий и нарушения прав и законных интересов Елены Кузнецовой со стороны неизвестных сотрудников полиции.
А тот факт, что задержание состоялось не в 23.00, а двумя с половиной часами ранее, подтверждает и Мадина. Эта девушка, наверное, многое могла бы рассказать...
Как сейчас выясняется, она долгое время принимала наркотики внутривенно, состояла на учете в наркодиспансере. В 2003 году она даже была судима за хранение наркотиков и получила условный срок наказания. Но ее, как мы уже с вами знаем, полицейские почему-то отпустили восвояси.
Редакция будет очень благодарна, если на эту публикацию отзовется тот, пока безымянный, алматинский таксист, водитель “Мазды” светлого цвета, который стал невольным свидетелем полицейской операции на углу улиц Сатпаева и Тлендиева вечером 4 сентября этого года. Его показания очень ценны в этом деле. Они могут спасти от тюремных нар Елену Кузнецову, которой сейчас светит 7 лет лишения свободы...
Геннадий БЕНДИЦКИЙ,
е-mail:
benditsky@time.kz

