Арман МУРЗАГАЛИЕВ, скрипач: Адреналина - хоть сливай
Арман МУРЗАГАЛИЕВ уехал из Алматы в 1986 году. Вначале в Москву, затем в Америку. И долгое время не появлялся в родном городе. Выпускник байсеитовской школы и консерватории им. Чайковского за годы отсутствия на родине успел стать лауреатом нескольких конкурсов, дать концерты в десятках стран мира. Он выступал с такими титанами, как
Левон АМБАРЦУМЯН, Джозеф СИЛВЕРСТАЙН, Александр КНЯЗЕВ, Иври ГИТЛИС.
После долгого отсутствия музыкант приехал в 2001 году и с тех пор бывает в Казахстане с завидным постоянством. И раз от раза удивляет публику. Так будет и 11 ноября, когда у него состоится концерт “…solo…soli…alcuna licenza.”, что в переводе с итальянского означает - некая свобода, вольность и отклонение от правил, и в этом он весь.
- Арман, в последние годы вы часто стали бывать в Казахстане. Что это: ностальгия или просто вас стали чаще приглашать?
- Тут присутствует момент необходимости поделиться накопленным, увиденным за время отсутствия в Казахстане. Ну и, конечно, есть желание чаще общаться со своими друзьями, которые находятся здесь, в Казахстане.
- Как пришла идея организации этого концерта?
- Она формируется совершенно неожиданно. И всякий раз, когда заканчивается мой очередной концерт в Алматы, я уже знаю, через какое время и что я хотел бы сыграть в следующий раз. Я всегда пытался в своих программах сделать так, чтобы звучала музыка не столь заезженная. Такой музыки, как вы сами понимаете, весьма и весьма немного.
- Это будет только один концерт?
- Пока один. Потому что проект такого масштаба требует определенных затрат, энергии. Очень сложно, когда в одном концерте принимает участие не один, не два музыканта, а сразу несколько. Сложно сделать так, чтобы у всех совпало расписание. 11 числа смогли все, в том числе мои друзья, которые находятся в России, Австрии и Америке.
В концерте примут участие - мой постоянный
партнер
Ерлан МАНСУРОВ, молодая, но уже очень
сильная скрипачка Зауре ЖАРОВА, завершающая учебу
в Московской консерватории у профессора Винницкого. Также примет участие известный
казахстанский контрабасист Анатолий ЯКУШКИН. Из дальнего зарубежья приедет
Алексей НАЙДЕНОВ, он является первым виолончелистом коллектива “Солисты Москвы” под управлением Юрия БАШМЕТА, и
альтист Владимир КОСЬЯНЕНКО, участник “Гуго Вольф Квартет” из Австрии. Не обойдется и без приятных музыкальных сюрпризов.
- Раскройте хотя бы один из них. Поговаривают, что вы выступите дуэтом с кем-то из наших знаменитостей?
- Да. С
Батырханом ШУКЕНОВЫМ. Мы с ним хорошие друзья, я высоко ценю его как музыканта. Идея его участия в концерте давно витала в воздухе. Прямого такого разговора, о том, что давай, Батырхан, сыграем то и то, нет. Скорее всего, это будет фантазия-обработка современного произведения. Я давно хотел расширить границы своего репертуара и мне всегда нравился джаз. Батырхан в этом плане для меня человек более опытный, поскольку это то, с чего он начинал. Помню, я был еще учеником школы им. Куляш Байсеитовой, когда ходил на концерты Батырхана, он тогда играл с Гоги МЕТАКСОЙ. Это был замечательный дуэт фортепиано и саксофона. Но это более традиционное сочетание, нежели скрипка и саксофон.
- Зрителей на концертах не становится меньше?
- Нет. Не хвастовства ради говорю, но с первого моего появления в Казахстане публики все больше и больше. И это тоже часть ответа на ваш вопрос, почему в последние полтора-два года я стал чаще приезжать. Я вижу отдачу из зала.
- Арман, вы сейчас играете на скрипке итальянского мастера. А как местные меценаты, предоставившие вам ее безвозмездно, узнали, что у вас заканчивался срок аренды предыдущего инструмента?
- Не то чтобы они узнали. Генератором всего того, что происходит в моей творческой жизни, являюсь я сам. Я сам почувствовал, что пора “вырастать” из старого инструментария. Общеизвестный факт, что музыканты - народ небогатый. Я из тех счастливцев, которые оказались в поле зрения казахстанских меценатов. Кстати, эта скрипка и будет звучать на концерте 11 ноября. Это подлинный итальянский инструмент, сделанный по моим эскизам. Он имеет сертификат “Сделано в Кремоне”, городе, который является колыбелью всех итальянских мастеров. Если вы были в Кремоне, то могли наблюдать следующую картину: на каждой второй двери помимо названия улицы и номера дома висит табличка: “Скрипичный мастер такой-то”.
- Когда вы приезжаете в Алматы, не испытываете ощущение, что попали в культурное “болото”?
- На самом деле у меня было такое ощущение, когда я приезжал сюда из Москвы в начале 90-х. И чем ближе было к окончанию консерватории, тем с большей озабоченностью я думал, что по завершении надо возвращаться… Мне было 18 лет, когда приехал в Москву. Я принял этот город сразу и понял, что вот такой стремительный темп - для меня. В ином ритме жить я не могу. Но вот сейчас Алматы совершенно изменился. Посмотрите в окно, на дороги, разве это болото?! Сейчас здесь такая жизнь! В то же время город стал циничнее. Исчезает та доброта, которая была.
- Тем не менее вы живете в Бостоне. Почему выбрали именно этот город?
- Бостон - это огромнейшая концентрация музыкальных заведений, университетов, научных учреждений. Это - удивительный город, компактный, очень чистый, культурный. Знаете, в Америке есть анекдот: человека с Юга сразу видно по акценту, из Нью-Йорка - по хамству, а из Бостона - по тому, что он все время сидит с книжкой.
В Бостоне жил и работал композитор Иосиф Сильверстайн, мне повезло с ним сотрудничать. Я застал Леона Киршнера, а он был учеником самого Арнольда Шонберга, творческого вдохновителя нововенской школы.
А до Бостона была Джорджия. Туда переехал из Москвы мой педагог Левон Амбурцумян.
- И вам посчастливилось, что он пригласил вас в числе еще нескольких своих студентов?
- И мне, и ему! Ну а если серьезно, мы до сих пор дружим с Левоном, у нас прекрасные отношения.
- Какая музыка помимо классики вам нравится?
- Я люблю джаз, фьюжн… Хорошая музыка всегда слышна - и не важно, какой это жанр, кто исполняет, какой инструмент. Меня очень интересует бразильская музыка - замечательные мелодии, прекрасные аранжировки, шикарные голоса. Мне очень нравится музыка Аргентины, народная музыка Балканского региона, котороя ассоциируется со скрипкой. Всем известна теория о том, что у каждого из нас было несколько жизней. Доходит до смешного: я по паспорту - казах, жил здесь, но что-то невероятное во мне просыпается, когда я слышу звуки этой музыки. Я начинаю думать, а не был ли я цыганом, не жил ли где-нибудь в Трансильвании? А потом слушаю какой-нибудь зажигательный латинский танец и думаю, а может я - аргентинец?
- Многие жалуются, что им не хватает в нынешней жизни адреналина. Как у вас с этим?
- Адреналина хоть сливай. Моя профессия целиком и полностью состоит из адреналина. Один выход на сцену чего стоит!
Сая МУРАТОВА,
фото Никиты БАСОВА,
Алматы