6991

Вежливая жесткость

Евгений ЖОВТИС:В ОБСЕ думают, как дипломатично отклонить нашу заявку на председательство в 2009 году
Миссия ОБСЕ по наблюдению за парламентскими выборами в Казахстане наконец обнародовала в начале этой недели итоговый отчет народному волеизлиянию 18 августа. Доклад пестрит формулировками типа: “выборы не отвечали ряду обязательств”, “случаи предпочтительного отношения к партии “Нур Отан”, “негативная оценка” и “недостаточная прозрачность”. Прокомментировать этот отчет мы попросили Евгения ЖОВТИСА, директора Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности.

- Евгений Александрович, вы уже ознакомились с отчетом. Какие у вас впечатления?
- С моей точки зрения, окончательный отчет миссии ОБСЕ, по сравнению с ее предыдущими докладами за последние годы, наименее дипломатичен. В этот раз комиссия просто применила стандарты ОБСЕ и международные стандарты свободных выборов и сравнила, насколько прошедшее в Казахстане в августе событие им соответствовало. Отчет вежлив по форме, но достаточной жесткий. Так сказать, учитывая наше возможное председательство. То есть пока Казахстан был просто членом ОБСЕ, не претендующим на главенство в организации, - нас утешали тем, что мы добились определенного прогресса. А тут нам прямо показали, где мы не соответствуем международным нормам.
Нам открыто заявили: хотите возглавлять организацию, в которой культивируются определенные принципы и стандарты, - извольте им соответствовать.
- А может, просто впервые наблюдатели ОБСЕ были объективны?
- Трудно обвинить миссию ОБСЕ в двойных стандартах и субъективизме. В этот раз они провели анализ законодательства, выборных процедур и самое главное - оценили реальные возможности равной или неравной борьбы политических сил. Если посмотреть все отчеты миссии ОБСЕ, то ряд тезисов кочуют из доклада в доклад, от выборов к выборам. Но мы всякий раз даем новые поводы для критики: то вносим в закон норму о голосовании только по партийным спискам, то формируем списки кандидатов в алфавитном порядке - без учета их партийной принадлежности.
- То есть благодаря последним поправкам в законодательство мы сделали шаг назад в глазах ОБСЕ?
- Конечно! Ведь выборы - как один из главных элементов демократии - имеют цель создать механизм максимального учета предпочтений меньшинства. Поэтому, чем больше выборы позволяют меньшинству быть представленным в политической жизни и иметь развитые механизмы диалога с большинством, - тем лучше. А у нас в результате принятых поправок политическое меньшинство вообще оказалось выброшенным из избирательного процесса.
- А как насчет известного постулата: важно не как люди голосуют, а как считаются их голоса?
- Честные выборы - это не только объективность результата, а главное - справедливость процедуры. Поэтому полученный результат у нас, может быть, и объективен, но сама процедура несправедлива.
- В понедельник представитель ОБСЕ Армандс ПУПОЛС в нашем сенате высказался в том духе, что “перспективы председательства Казахстана в ОБСЕ в 2009 году туманны”. Это отчет так снизил наши шансы?
- Очевидно. Посмотрите на все наши выборы с 2004 года: одни и те же проблемы - начиная с регистрации политических партий, свободы мирных собраний и шествий и заканчивая доступом оппозиции к масс-медиа. Трудно предполагать, что страна с таким отношением к базовым нормам демократии и правам человека может занимать пост председателя ОБСЕ.
- Какой официальной реакции Казахстана на нынешний отчет ОБСЕ вы ожидаете?
- Насколько я помню, власти не признали еще ни одного отчета наблюдателей за выборами из дальнего зарубежья. И про этот доклад они скажут: мол, мы с ним не совсем согласны. Но от их согласия или несогласия международные стандарты не изменятся.
- Евгений Александрович, вы часто бываете в Европе, в том числе на заседаниях ОБСЕ. Скажите, насколько весомы доклады подобных миссий?
- Естественно, обязательной юридической силы доклад не имеет: он носит больше рекомендательно-правовой характер. Конечно, наша страна может наплевать на этот отчет. Однако он вывешен на сайте ОБСЕ, его прочитают представители 56 государств-участников организации. И они поймут, что как не хотел Казахстан следовать международным стандартам - так и не следует. Либо отвечает на критику “сам дурак”, либо не соглашается с выводами, либо делает вид, что его эти замечания не касаются. Ни к чему хорошему это, конечно, не приведет: нас продолжат считать страной, которая еще не доросла до демократии.
- Сразу после публикации отчета миссии ОБСЕ - государственный секретарь Казахстана Канат САУДАБАЕВ вылетел в США на встречу с руководством госдепартамента и обеих палат американского конгресса. Как вы считаете, наши власти продолжают надеяться на председательство в ОБСЕ?
- Уникальность ситуации заключается в том, что казахстанские власти непоколебимы. Они считают, что о нас говорят плохо или нас жестко критикуют не потому, что мы что-то плохо делаем, а потому, что у нас плохо налажена пропаганда. Возможно, это досталось нам от советского прошлого. А ведь гораздо проще признать, что критика справедлива, и исправиться, но государственные мужи не хотят этого делать. Позиция “нас поймут, нам сделают скидку, если нас все время ругать - мы станем еще хуже” - по меньшей мере наивна. А постоянно ссылаться на межэт­ническую стабильность, добрую волю в области разоружения, невероятный экономический рост и сногсшибающие энергетические возможности просто смешно.
- Словом, председательство нам не светит?
- После всех скандалов, которые сотрясали страну: после убийств, похищения, давления на СМИ, блокировки веб-сайтов - кто еще всерьез полагает, что мы достойны возглавлять организацию, следующую демократическим стандартам? Сейчас вопрос не в том, будем ли мы председательствовать, а в том, насколько дипломатично нас “прокатят”. В ОБСЕ будут искать наименее болезненную для нас форму отказа. Для начала, скорее всего, нашу заявку перенесут на 2012 год…

Виктор БУРДИН,
фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть