17405

Приговор для братанов

15 сентября 2007 года в Таразе произошло событие, по своему значению затмевающее все акиматовские совещания, вместе взятые: приговором Жамбылского облсуда были осуждены братья Ергали и Кайрат КРЫКБАЕВЫ. Им дали по 18 лет. Впервые нанесен удар по местной преступной мафии, претендующей на реальную власть в регионе.
Этого приговора ждали давно. Ждали мать, супруга и сестры убитого в 2001 году таразского парня Талгата АРТЫКБАЕВА. Ждали полицейские и прокуроры, приложившие немало сил для поимки убийц и доказательства их вины. Ждали таразцы, уставшие жить в постоянном страхе за жизнь и будущее детей.
И все-таки приговор состоялся. Через 6 лет и 4 месяца после совершения преступления. За этот срок клан Крыкбаевых превратился в классическую мафию со всеми атрибутами: криминалом, бизнесом и властью, спаянными семейными узами. И никто представить себе не мог, что кого-либо из братьев можно за что-нибудь привлечь.
...К ночи 1 мая 2001 года молодежь потянулась на дискотеки. У центра досуга “Ариран” было многолюдно. Внезапно из темноты выскочили трое. Дальше все происходило, как в дурацком кинобоевике: троица стала палить по толпе, от которой сразу же отделился молодой человек, бросившийся бежать по переулку в сторону жилых домов. Его преследовали двое (третий отстал) в капюшонах, держа в каждой руке по стволу и стреляя на бегу. Позже два пистолета отыщутся на территории соседней школы: модели “ИЖ-70-01” калибра 9 миллиметров и пистолет-пулемет, изготовленный кустарным способом по типу американского “Ингрэма”. О двух других, не найденных, следствие сделает вывод: один, возможно, кольт, другой, очевидно, - ПМ.
Вот так, паля не переставая из 4 видов оружия, преследователи загнали парня в подъезд пятиэтажки, где его и настигли.
Он лежал, согнувшись, лицом вниз, как будто хотел укрыться от града пуль, выпущенных в него, а по лестничным ступенькам, с пятого до первого этажа, стекали ручьи крови… Такая картина предстала взору прибывших полицейских. С места преступления - на улице и в подъезде, а также при судебно-медицинском исследовании трупа - были изъяты 31 гильза и 9 пуль. Столь жестокой “разборки” в Таразе еще не бывало.
То, что это была “разборка”, у полиции сомнений не вызывало. Трое подозреваемых: братья Ергали и Кайрат Крыкбаевы и Кайрат ДАУРЕНБЕКОВ по кличке Жапырак были активными членами ОПГ “Крыкбаевские”. Их жертва - 20-летний Талгат Артыкбаев - примыкал к противоборствующей группировке “Кировские”.
- Брат до 13 лет в туалет один боялся ходить, - рассказывает сестра Талгата, она же представитель потерпевшего Гульжан АРТЫКБАЕВА. - А потом стал заниматься кикбоксингом, и как-то резко повзрослел. Появились друзья, не очень хорошие. Вы же сами знаете, какие сейчас отношения среди молодежи: либо вступаешь в группировку, либо становишься изгоем.
По идее это громкое убийство в центре города должно было быть раскрыто без проблем - слишком много свидетелей. Но оказалось, что никто ничего не видел и не слышал. Причина отказа дать свидетельские показания была одна - страх перед бандитами.
Кстати, братья Крыкбаевы попали в поле зрения правоохранительных органов в 90-е годы и тогда уже заявили о себе дерзкими преступлениями. Обладая связями в правоохранительных органах, они всегда выходили сухими из воды. К примеру, в 1998 году, проводя операцию по задержанию одного из братьев - Валихана, спецназовцы “уложили” на асфальт двоих судей, собутыльничавших с преступниками. В итоге задержанный был отпущен, судьи пошли на повышение, а козлом отпущения стал спецназовец, осужденный за “превышение власти”. Задерживался и другой брат - Алмаз, который был отпущен. А спустя время заполучил депутатский мандат, как и еще один член семейства, - Нурмахан. “Братаны” заседали в областном и городском маслихатах и числились на учете в УБОП как члены ОПГ.
25-летний Ергали в 1996 году привлекался за хулиганство, получил один год. Кайрат, младший из братьев, был судим по той же статье в 2000 году и амнистирован. В 90-е он проявил себя тем, что сплотил городскую молодежь, проживающую в микрорайонах, в самую обширную и разветвленную молодежную преступную группировку “Вольники”.
- “Крыкбаевские” умели запугивать, в городе их считали беспредельщиками, - рассказывает бывший сотрудник УБОП ДВД Жамбылской области, ныне замначальника Кордайского РОВД Евгений НАБИЛОХОВ. - Все знали: если против них пойти, то можно создать себе серьезные проблемы, а то и поплатиться жизнью. И Кайрат, и Ергали задерживались нами неоднократно, но всякий раз прокуратура отказывала в санкции на арест. Так было и на этот раз: когда мы задержали Ергали по подозрению в убийстве, в облпрокуратуре нам указали на “недостаточность доказательств”. Пришлось его отпускать, хотя лично я был с этим не согласен. Таким образом, дело по убийству Артыкбаева было приостановлено и находилось в таком состоянии до 2004 года. Тогда и в ДВД, и в УБОП пришло новое руководство, и мы подняли все нераскрытые преступления, где фигурировали члены ОПГ. Стали по ним работать и вскоре установили еще двух свидетелей стрельбы у “Арирана”, после чего взяли курс на доведение дела до суда.
- Чтобы разбить сконструированное Ергали алиби, пришлось дважды съездить в Москву, - к разговору подключается бывший старший оперуполномоченный УБОП, ныне замначальника Жуалынского РОВД Айжигит РАХИМБЕРДИЕВ. - Якобы в тот период, когда произошло убийство, Ергали занимался там реализацией лука, проживая в гостинице “Химки”. В итоге выяснилось, что гостиница с таким названием в Москве вообще не сущест­вует, квитанция - поддельная. Ложным оказался и другой адрес мнимого квартирования Ергали в столице России. Вкладной талон к паспорту оказался подделкой. Проверили мы и “алиби” Кайрата, уверявшего, что еще до майских праздников он отправился к родственникам на Кавказ. Липа! То есть я хочу сказать, что для разоблачения преступников был затрачен огромный труд десятков сотрудников правоохранительных органов. Наши полицейские рисковали жизнью, когда вторично задерживали Ергали Крыкбаева в октябре 2005 года, а затем и его брата. Тем обиднее для нас прозвучал приговор Жамбылского областного суда, вынесенный 26 октября 2006 года под председательством судьи Болата БЕРИКОВА: Кайрата оправдать и освободить из зала суда, Ергали статью “убийство” переквалифицировать на “хулиганство” и назначить меру наказания - 4 года.
- Когда я услышал об этом приговоре, то испытал шок, - вступает в разговор замначальника УБОП Бахтияр МАМЕДОВ. - Лично я счел данный судебный вердикт пощечиной полиции и прокуратуре. К счастью, Верховный суд быстро отменил этот постыдный приговор, но дело в том, что отпущенный преступник уже устроил кровавые разборки - еще два трупа. В конечном счете его задержали в Киргизии, там же осудили за хранение оружия и экстрадировали сюда. Таким образом, эта “невинная жертва” нашего “произвола” вторично предстала перед новым составом областного суда.
А затем происходит драматичное событие: 10 июня скоропостижно умирает судья Урпатша БЕЙСЕНОВА. И хотя “сердечная недостаточность” - диагноз привычный в наши дни, но в данной ситуации, когда до вынесения приговора оставались буквально сутки, ее безвременная кончина многим показалась подозрительной. Впрочем, в этой истории была еще одна непредвиденная смерть: отца Талгата. Его дочери уверены: пожилой человек ушел из жизни, не выдержав напряжения борьбы за справедливость.
Еще дольше бы тянулся процесс, и, кто знает, может, странных смертей было бы еще больше? Потому как имело место и покушение на убоповца Рахимбердиева, и на судью Раю БАЙМУРЗАЕВУ - как раз в день оглашения столь долгожданного приговора...

Галина ВЫБОРНОВА,
Тараз, тел. 8-7013757573, e-mail:
anri1@mail.kz

Поделиться
Класснуть