Последние из Горынычей
В поселке Круглоозерный живут “последние из могикан” - носители древней и самобытной культуры уральского казачества. В стародавние времена таких называли сказителями-былинниками. Сегодня из ансамбля остались всего четыре старика, каждому из которых под 80.
При советской власти на казачьи традиции было наложено табу. Люди, наученные горьким опытом, прятали от посторонних глаз реликвии, а дедовские песни пели в узком кругу. И только на склоне лет вышли из подполья. В 1982 году
братья СЕВРЮГИНЫ
- Степан, Иван и Василий - спели одну из песен в сельском клубе, и председатель совхоза предложил им выступить в Уральске на сцене драматического театра.
- Мы согласились, - рассказывает Василий Севрюгин, - приехали в театр. В буфете надумали порепетировать. Только распалились, как прискакал какой-то работник культуры и заорал на нас: “Вы что, с ума сошли! Нашли место!”. Он думал, что мы под мухой. Иван ему говорит: “Ты шибко не кричи, мы к выступлению готовимся...”.
Успех был оглушительный! Вскоре в Круглоозерный приехал профессор Уральского пединститута Евгений КОРОТИН и организовал хор их 12 человек. Вскоре ансамбль “Уральские казаки” уже совершал триумфальные гастроли по Советскому Союзу.
- В Москве записывались на студии, где Шаляпин пел, - говорит Александр СОБОЛЕВ. - Мучили нас, не приведи Господь. Режиссер нас и так, и сяк рассаживал - на голоса делил, эффекта добивался.
В памяти стариков каким-то чудом сохранились древние мотивы.
- Это не песни в обычном смысле, - рассказывает Василий Севрюгин, - а былины. И чаще - военные. Ведь жизнь казацкая - походы, биваки. Там-то и зарождались былины, которые поколениями передавались от отцов к сыновьям. Вроде наследства.
Казачьи песни напоминают летописи истории уральцев, их норов и помыслы.
Отец Александра Соболева при царе служил в Киеве, был полковым запевалой. Он говорит, что казаки, жившие всегда бедненько, чтобы скрасить тягостную жизнь, собирали застолье и пели песни. И ребятишек не гнали: пущай слушают.
По мнению
профессора русского фольклора Евгения КОРОТИНА, песни очень трудные в исполнении, поются только хором. К тому же имеют сложную мелодию, которую невозможно переложить на ноты. Главное - переплетение полифонии, содержащей вольно вплетающиеся диссонирующие звуки, в любом другом случае режущие слух.
В хоре “Уральские казаки” участники разложились по голосам. У каждого свое место: кто запевала, кто на подтяжке, кто на втором голосе, кто на басах. Когда затянут все вместе - любо-дорого, а по отдельности - ни в какие ворота. И поменяться местами нельзя. Нелепица какая-то.
Память стариков хранит старинные былины XVIII-XIX веков, неведомые более никому. Сколько оных - да кто ж разберет. Только хор поднялся на пик популярности, как в рядах казачков появились бреши.
- Первый Иосиф Егорыч ДОНСКОЙ помер, - сокрушается Иван Севрюгин, - потом Самаркин, Пышкин... Все под Богом ходим.
Александр Соболев смотрит на старую афишу на стене:
- Остались вчетвером. А как не станет нас, кто ж запоет. Уж мы искали-искали, заманывали молодых и мужиков постарше: вот музыкальные корешки предков, берите. Ан нет. Никому не надобно.
Василий Севрюгин продолжает:
- Наш опыт перенять невозможно. Иные выучат слова, а в толк не возьмут, как к нам пристроиться. Думаешь, сынок, это нас радует: вот, мол, какие зашифрованные! Это беда наша.
Иван Севрюгин недавно перенес сложную операцию, ему удалили одно легкое:
- Двух песен уже не вытяну, сил не хватает.
Последний раз уральский хор выступил два года назад на фестивале народной песни в Астане, где занял первое место среди 60 коллективов.
- Когда наша очередь подошла, - улыбается Александр Соболев - то ведущий объявил: “Выступают молодые, бравые уральские казаки!” На сцену мы вышли вчетвером: Василий впереди, с бородой до пояса, я - сзади, тоже при бороде... А в зале хохот! Но мы-то видим: по-доброму народ смеется. Помню, проняло меня до слез. Ну а потом дали всем чертей! Наблюдаю: у людей дыхание перехватило. Они довольны, а уж мы... Спели, раскланялись и айда за кулисы - не кряхтели, песок не рассыпали, ушли по-молодецки!
Братья Севрюгины с другом Александром Соболевым иногда собираются вместе, говорят за старину, за новизну. Современная жизнь им непонятна. Молодежь только деньгами интересуется, обычаи отцов и дедов им не впрок. Некому свое наследство оставить. Вот и на этот раз вышли казачки на берег Яика-Горыныча и затянули старинную казачью песню надтреснутыми голосами: “Знают все икру Урала и уральных осетров, только знают очень мало про уральских казаков!”.
Андрей САРМИН,
Уральск,
тел. 8-7775268447,
e-mail:
sarmina@mail.ru