10000

Анатолий БЕЛОНОГ, главный санитарный врач Казахстана: Денег на особняк у меня нет…

В понедельник в Алматы состоялось заседание по вопросам йодирования соли и фортификации муки. Наши чиновники не могут определиться, нужна нашим гражданам мука, обогащенная витаминами, или нет. Хотя главный санитарный врач Казахстана Анатолий БЕЛОНОГ уже давно убеждает коллег, что пора бы, мол, подумать о здоровье людей. В перерыве заседания мы задали Анатолию Александровичу несколько вопросов.

- Анатолий Александрович, вы член российско-казахстанской комиссии по расследованию причин аварии ракетоносителя “Протон”. Почему Казахстан так быстро сдался и разрешил россиянам продолжить запуски, хотя ущерб от аварии наши соседи до сих пор не выплатили?
- Пока мы ни с чем не согласились, переговоры продолжаются. И у нас в запасе есть еще месяц. Ведь речь идет об очень внушительной сумме - 68 миллионов долларов. Это самый крупный ущерб, возмещение которого мы требуем от россиян, и вокруг него идет очень большой спор. Мы говорим им о потерянной выгоде: пострадало животноводство, земли, которые попали в зону аварии, выведены из хозяйственной деятельности, нанесен вред  здоровью людей. Определили сумму ущерба, но россияне постоянно ставят ее под сомнение. Требуют, чтобы все наши рассчеты были подтверждены документально. Они готовы заплатить, но меньше. И в то же время не называют точную сумму. Вот нам и приходится обосновывать. Но, честно говоря, есть пункты, которые нам будет сложно доказать. Допустим, мы подсчитали ущерб, который понесли рыбаки за то время, пока была ограничена зона отлова рыбы. Взяли официальные данные и получили восемь миллионов тенге. Но эта цифра относительна и может подвергаться сомнению. В общем, сложности очень большие, а потому мы будем работать с россиянами до декабря.
- Так почему же на Байконуре уже сейчас возобновлены старты “Протона”?
- Этот вопрос в компетенции правительства - они так решили. И я не могу это обсуждать.
- С самого начала работа комиссии была направлена на то, чтобы определить сумму компенсации. А вам не кажется, что пора бы перестать торговать здоровьем граждан и принять более жесткие меры? На комиссии шла речь о полном запрете запусков “Протона”?
- Да, этот вопрос обсуждали. Говорили также и о том, что есть перспектива замены гептила на другое топливо. Но мы связаны с россиянами соглашениями и просто так разорвать их не можем. Определены районы возможного падения ракет, которые практически безлюдны. Но россияне утверждают, что в тот раз была нештатная ситуация - не сработал один из клапанов ракеты, после чего и произошел взрыв. Конечно, таких ситуаций не должно быть, но они, увы, случаются. Вот и во время последней посадки аппарата “Союз” тоже было нештатное приземление - слишком жесткое. Но все обошлось.
- Как вы оцениваете решение специализированного межрайонного экономического суда по делу о китайских вагонах, когда судья отказала вам в удовлетворении иска, в котором вы требовали запретить их эксплуатацию из-за того, что вагоны не соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам? Для вас оно было неожиданным?
- Мы не были готовы к такому решению. Прежде чем предъявлять иск КТЖ, пять раз провели испытания этих вагонов, и результат был одинаковым - обшивка вагонов содержит вредные для здоровья вещества, и эксплуатация китайских составов просто опасна для здоровья пассажиров. Я, честно говоря, думал, что после нашего заявления вагоны тут же вернут в Китай - но не тут то было… Идет какая-то непонятная игра. КТЖ - монополист, и нам сложно с ними бороться, но мы все равно не сдадимся. В Казахстане по этому делу прошло уже 24 судебных заседания, и нам, врачам, постоянно приходится доказывать свою правоту. Но мы же не юристы! У суда постоянно возникают вопросы к Минздраву, а не наоборот. Мы подняли все документы, сертификаты, протоколы исследований. На прошлой неделе должно было быть очередное заседание суда, в котором мы выступаем уже как ответчики, но представители КТЖ на него не явились - хотя сами же требуют от нас сертификатов, подтверждающих правомерность наших исследований.
- На границе стоит новая партия китайских вагонов. Неужели они попадут в Казахстан?
- Да, это может произойти… Недавно состоялась протокольная встреча министров здравоохранения и транспорта и коммуникаций. На границе 57 вагонов, транспортники просят разрешения ввезти их в Казахстан и провести в Алматы комплексные исследования. Если они покажут, что концентрация вредных веществ превышена, мы отправим вагоны назад, а если нет, оставим в стране…
- А вам не кажется, что вы просто сдаете свои позиции?
- Нет, наоборот! Мы же не будем растаможивать эти вагоны, об этом есть договоренности. Не пройдут сертификацию - отправятся назад. Но если они окажутся качественными...
- Вы верите, что это будут другие вагоны?
- Нет, конечно, других не будет. Вообще мне кажется, что в поставках для нашей страны зарубежные производители не всегда используют качественные материалы. И кто-то, в конце концов, должен за это ответить.
- Ваш российский коллега, Геннадий ОНИЩЕНКО ходит в героях: то ввоз молдавских вин запретит, то на грузинской минеральной воде ставит крест. Не хочется таких же лавров?
- У Онищенко совершенно другие полномочия и рычаги: в его руках сосредоточена реальная власть, и в одной структуре, которой он руководит, сосредоточено очень много служб. А я просто не могу взять и запретить ввоз каких-то товаров: это не в моих полномочиях. Вообще-то нам пора подумать об объединении некоторых служб, работающих в одной сфере, но под различными ведомственными “крышами”. К чему эта разрозненность? Мы с Геной Онищенко уже 25 лет дружим, и когда я защищал докторскую диссертацию в Москве, он был моим научным руководителем. Иногда советуемся по каким-то вопросам - все-таки одинаковые должности занимаем.
- Он вам не предлагал переехать в Россию?
- Предлагал, правда, давно - лет шесть назад. Но я предпочел остаться здесь.
- Анатолий Александрович, а почему вы никак не комментируете ситуацию вокруг незаконной застройки в природоохранных зонах Алматы? И в правительственную комиссию не входите. Вас не позвали?
- Именно так - не позвали… Там вообще нет ни одного человека из Минздрава. Наверное, посчитали, что это - не наше дело. Правда, наших специалистов привлекают, если нужна консультация по соблюдению санитарных норм. Накануне у меня было время, я сел в машину и поехал в сторону Алмарасана. Много слышал о том, что ущелье перегородили, вот и захотелось самому посмотреть. Действительно, кругом убожество, антисанитария, кафешки какие-то вдоль реки. Конечно, всего этого не должно быть.
- А роскошные особняки там должны стоять? Кстати, признайтесь: среди их владельцев нет ваших коллег?
- Думаю, что у моих коллег-врачей домов там нет. А особняки... Я готов порадоваться за тех, кто имеет шикарный дом в красивом месте - правда, если он построен на законных основаниях. Я вчера любовался прекрасными виллами и коттеджами.
- У вас там случайно дома нет?
- К большому сожалению, нет. Я старый советский врач, у меня нет таких денег...

Оксана АКУЛОВА, Алматы
Фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть