На нейтральной полосе
Вот уже четвертый месяц близ границы между Казахстаном и Туркменистаном в нескольких сотнях метров от поста “Темир Баба” в одноместной палатке живет 47-летняя Татьяна ТОЧИЕВА с двумя детьми. Из-за проблем с документами она не может ни вернуться в Туркмению, ни въехать в Казахстан. Татьяна раскинула палатку на территории, которую в народе называют нейтральной зоной.
На самом деле эта территория между блокпостами двух стран, расположенными в километре друг от друга, не нейтральная. Но формально пограничники не имеют права покидать рубежные посты без особого распоряжения.
Точиевы осели ближе к туркменской стороне. Для встречи с ними мне пришлось дважды официально пересекать государственные границы обеих республик. Процедура длительная и утомительная: сначала выезжаешь из Казахстана, затем прибываешь в Туркменистан и тут же назад. Всюду очереди, суета и толкотня: таможня работает до 18.00, не успеешь оформиться - рискуешь провести ночь на улице. Труднее всего было объяснить туркменским пограничникам, с чем связан такой кратковременный визит на их родину. Как бы то ни было, уже под вечер мне поставили в паспорт необходимый штамп, и, миновав последний туркменский пост, я наконец очутился перед палаткой Точиевых.
Татьяна разжигала на улице костер, чтобы приготовить ужин, а дети находились в палатке - хлипком убежище, которое так и норовил разорвать в клочья промозглый ветер. Зажечь огонь ей удалось не сразу: спички были сырыми, руки дрожали от холода. Когда женщина узнала, что к ней приехали из газеты, она расплакалась:
- Живу с сыновьями в этой палатке с 6 июля. В Туркмению меня не пускают, и в Казахстан въехать не имею права, вот и существуем на нейтральной полосе.
Здесь, по крайней мере, никто не гонит.
Татьяна - уроженка Туркменистана. Еще во времена СССР она уехала в Набережные Челны, восемь лет назад вернулась в Ашхабад к родителям, однако официально не прописалась. Когда о ней прознали местные миграционные службы, то выдворили из страны.
С двумя сыновьями - 16-летним Русланом и 18-летним Артемом - полицейские довезли женщину до границы и заявили: езжайте куда хотите!
- Мне с детьми выдали свидетельство о возвращении на родину - в Россию, - рассказывает Татьяна. - С этим документом я надеялась добраться до Набережных Челнов. Но на железнодорожном вокзале Актюбинска, увидев советский паспорт да еще без прописки, мне отказали в приобретении билетов. Родственников в Казахстане нет, вернуться в Туркмению, где у меня есть родные, не позволили. Вот и кукуем здесь.
Сестре Татьяны удалось привезти из Небит-Дага палатку и продукты на первое время. А потом им стали помогать проезжающие мимо люди. Сейчас о них знают практически все жители приграничных городов двух государств - Жанаозена и Туркменбаши. Люди рассказывают о семье, живущей под небом голубым, друг другу на свадьбах, поминках и качают головами: неужели такое возможно?!
Заглянуть в палатку к Татьяне, поделиться продуктами, привезти парням свежие кроссворды - это стало своеобразной традицией для местных жителей, больше они ничем помочь не могут.
Мне и самому довелось стать свидетелем трогательной картины. У палатки притормозил старенький джип, пассажиры высыпали в степь, а водитель достал из свертка туркменскую лепешку - чорек - разделил на три части:
- Кушайте, чорек еще горячий. Специально завернул, чтобы не остыл, - а потом, увидев фотоаппарат и диктофон, водитель, представившийся Касымом, нахмурился: - Что же это творится?! Я проезжаю здесь два раза в месяц и ни за что бы не поверил, если б не увидел собственными глазами. Это же безумие! Понимаю, есть законы, правила, может быть, женщина и сама виновата. Но ведь есть еще и человеческие законы. Люди мы, в конце концов, или животные?!
Дважды к Точиевым приезжали из российского посольства в Туркменистане. Последний раз в прошлом месяце. Много говорили, обещали решить проблему, но пока от консула ни ответа, ни привета.
Ничем не могут помочь Татьяне и ее детям и казахстанские власти.
По словам
начальника отдельного контрольно-пропускного пункта “Актау” РУ “Батыс” пограничной службы ДКНБ РК Олега БУДНИЧЕНКО, для въезда на территорию нашей страны Точиевой нужно получить казахстанскую визу или продлить просроченное свидетельство о возвращении на родину. И то, и другое можно сделать только в посольстве России в Туркменистане, куда она въехать не может. Патовая ситуация.
- С данными документами мы ее принять не можем, - говорит Олег Будниченко. - Впрочем, если руководство пограничной службы даст специальное распоряжение, мы примем ее и с просроченными документами для проезда транзитом в Российскую Федерацию... Если бы она была гражданкой Казахстана, то, конечно же, мы за нее стали бы стеной.
Тем временем Точиевы готовятся к новым суровым испытаниям: впереди зима! Вряд ли маленькая палатка послужит надежным убежищем в долгие морозные ночи. Но другого жилья у них нет. Да что там жилье - у матери с сыновьями нет даже зимней одежды. Ночью они спят, укутавшись в несколько одеял. Но и те не спасают от леденящего степного холода. Старший сын, страдающий астмой, недавно простыл, а у Татьяны нет лекарств на лечение. Хорошо, что погода стояла теплая.
Прощаясь со мной, Татьяна очень просила написать об их судьбе: может быть, прочитают “большие люди” и помогут. А потом позвала детей: надо укрепить палатку и запастись дровами...
Есназар СУЛТАНОВ,
Актау,
тел. 8-701-6650795,
e-mail:esnazar@inbox.ru