6811

ХАЛАТное отношение

Во вторник Шымкент отмечал День города, а в это время его уроженец Саид АТАБЕКОВ открывал в Алматы свою супервосточную выставку. Отдельный зал оказался посвящен... восточным халатам. 

Традиционная восточная одежда оказалась с подтекстом, вернее, с подстежкой. Под верхним шелком и парчой скрывался грубый военный камуфляж. Какая, по мысли художника, Азия - такой и прикид... Эти халаты вызвали суеверный ужас мастериц на его родине. Некоторые отказывались шить такую одежду, даже за приличное вознаграждение. А зря - вещицы получились хоть и крамольные, зато очень практичные. На праздник можно надевать парчой наверх, в суровые будни выворачивать наизнанку и смело идти на дело.

Это вторая персональная выставка в Алматы радикального художника. При всей своей внешней мягкости и нескандальности Саид умудряется делать такие работы, о которых потом просит не говорить, дабы не оскорбить никого. В этом тоже Восток. Опустив по просьбе Саида несколько совсем уж шокирующих образов, можно сказать о символе, который частенько попадается в его работах. Это традиционная казахская колыбель, часть конструкции которой составляет автомат. Дескать, каждая мать, качая сына, знает, что рано или поздно он может взять в руки оружие.
На этот раз в Алматы Атабеков представил фотосерию “Все дороги ведут в Рим”. Идея ее очень проста: в центре каждого кадра - один объект, но такое одинаковое расположение да еще и предательски низкая линия горизонта создают ощущение полного отсутствия движения. Это тоже символ Востока, который при видимости стремительного развития, по мнению художника, откатывается назад.
Сразу после выставки Атабеков уезжает в Америку, в Вермонт, где в течение месяца будет участником международного проекта, предоставляющего художникам из Азии полную свободу творчества. И последняя шокирующая новость от Атабекова - после всех экспериментов художник планирует вернуться к живописи. И уж точно не планирует переехать в южную столицу, где даже такими шокирующими вещами художники умудряются зарабатывать на жизнь.

- В Алматы, - говорит художник, - никогда не хотел перебраться: в Шымкенте, мне кажется, гораздо интереснее жить. Наверное, это даже хорошо, что такие проекты я делаю только для того, чтобы выразить идею, а не в расчете на покупателя.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть