Преступление как точная наука
Недавно Верховный суд РК оставил без изменения приговор суда Северо-Казахстанской области, вынесенный двум жителям Петропавловска за умышленное убийство, совершенное в корыстных целях. Необычность этого дела состояла в том, что североказахстанские полицейские раскрыли преступление, не имея вначале ни одного вещественного доказательства: ни трупа, ни орудия убийства, ни свидетелей.
Без вести пропавший
Летом прошлого года исчез
частный предприниматель Геннадий КОВАЛЕНКО. Уехал 28 июня на рыбалку - и как в воду канул. Выезжавшие вместе с ним к
оллеги по бизнесу Евгений САВИН, Дмитрий МАЛИНОВСКИЙ и Виталий БАЙДАЛА в один голос утверждали: Геннадий на своем автомобиле привез их обратно в город, высадил в 19-м микрорайоне и поехал дальше. На следующий день Геннадий вроде бы дал о себе знать телефонным звонком. Произошло это аккурат в тот момент, когда обеспокоенная отсутствием мужа Татьяна Коваленко пришла на станцию технического обслуживания автомобилей, принадлежавшую супругу, чтобы узнать у его друзей-рыболовов, не случилось ли чего. Когда она разговаривала с Евгением Савиным, у того зазвонил сотовый телефон, и после нескольких минут разговора с “Викторычем”, как соратники называли Геннадия Коваленко, он заверил Татьяну, что все, мол, нормально, сама слышала - мы только что беседовали. И добавил: он скоро приедет. Однако Геннадий Коваленко дома так и не объявился, и вскоре в УВД Петропавловска поступило заявление Татьяны о розыске пропавшего мужа.
Старший оперуполномоченный отдела по расследованию преступлений против личности управления криминальной полиции ДВД Северо-Казахстанской области Игорь АСТАШКИН, занимавшийся этим делом с самого начала, сказал:
- По прошествии времени, когда я собрал о Коваленко всю возможную информацию, мне стало ясно, что он не тот человек, который мог просто загулять, исчезнуть без оснований или, обидевшись на родственников, уехать куда глаза глядят, чтобы начать новую жизнь. У него был вполне налаженный бизнес, большие планы на будущее, связанные с покупкой недвижимости.
Впрочем, надо сказать, Геннадий Коваленко был неординарной личностью. Имея в прошлом три судимости, характером отличался скверным. Заветами Карнеги о том, как расположить к себе окружающих людей, явно не заморачивался и за несколько лет своей предпринимательской деятельности успел напрочь переругаться с кучей народу. В общем, по словам полицейских, если бы кому-то пришла в голову мысль собрать в одном месте всех людей, у которых были основания свести с ним счеты, очередь растянулась бы на пол-Петропавловска. А между тем коллеги по бизнесу, с которыми он ездил на рыбалку, по словам Игоря Асташкина, приняли в его розыске самое деятельное участие:
- Они мне чуть ли не друзьями стали - через день в кабинет приходили, звонили регулярно, сообщали, если появлялись свежие новости. Ну как-то уж слишком старались. Между тем мы работали во всех направлениях, и когда получили распечатку из “Казахтелекома”, что тот звонок, обеспечивающий им алиби, был сделан вовсе не с телефона Коваленко, у меня лично никаких сомнений не осталось. Они просто сами себя перехитрили. К этому времени Виталий Байдала успел скрыться, а Евгения Савина и Дмитрия Малиновского мы задержали на трое суток и поместили в камеру изолятора временного содержания.
Психология убийства
Никаких железных доказательств, что Геннадия Коваленко убили двое задержанных его приятелей, кроме того странного телефонного звонка, у полицейских не было. Да и звонок ничего не доказывал - человек ведь вполне мог позвонить и не со своего телефона. Сейчас служивые говорят: если бы не добились признания, то максимум, что смогли бы сделать, - это продлить задержание подозреваемых до 10 суток. А потом убийц пришлось бы отпустить на все четыре стороны. Но подельники раскололись в самом начале. И, как уверяет старший следователь отдела по расследованию преступлений против личности следственного управления ДВД Северо-Казахстанской области Бибигуль КАРИЕВА, совершенно добровольно:
- Толковым оперативникам, чтобы добиться признания, совсем нет необходимости бить кого-то валенком по голове. Человеческую психологию ведь никто не отменял, а к тому времени совместно совершенное преступление уже, как кислота, разъела этот убийственный коллектив бывших приятелей. Они просто начали бояться друг друга, опасаться, что кто-то из них задумает убрать сообщников, проболтается или сам придет в полицию. Именно потому и сбежал Виталий Байдала. Двое оставшихся убийц начали сдавать друг друга, едва им было сказано, что у них есть шанс опередить товарища.
Тайна смерти Геннадия Коваленко полностью соответствовала древнему изречению: “Про что бы вам ни рассказывали, вам всегда говорят про деньги”. Как выяснилось, Малиновский был должен Коваленко полторы тысячи долларов, написал в свое время об этом расписку, а отдать не смог. А Савин и Байдала хотели оттяпать станцию техобслуживания. Помимо этого все они очень не любили Коваленко, потому как он со своим тяжелым характером стоял у них поперек дороги.
План убийства вынашивали долго, перебирали разные варианты. Как сами потом рассказывали, один раз даже приготовили заряженную ядом бутылку вина, чтобы отравить вредного товарища. Избавиться от Коваленко в тот раз не получилось - вместе с ним пить отраву они не могли, а пьянствовать в одиночку тот отказался. Тогда друзья изготовили пистолет из смазочного шприца, который заправляют солидолом, выманили приговоренного приятеля на рыбалку и застрелили. Первым ему в затылок выстрелил Малиновский, а потом по очереди, повязав себя кровью, стреляли Савин и Байдала. Труп подельники закопали в поле, а машину сожгли.
На следующий день для обеспечения алиби Виталий Байдала позвонил на телефон Дмитрия Малиновского, который, объясняясь с супругой убитого приятеля, имитировал разговор с Коваленко.
Надежды на снисхождение от суда присяжных заседателей, о котором ходатайствовали убийцы, не оправдались. Дмитрий Малиновский получил по приговору 16 лет лишения свободы, а Евгений Савин отправился за колючую проволоку на 17 лет. Виталий Байдала продолжает скрываться, но полицейские уверены, что долго бегать ему не удастся.
Виктор МИРОШНИЧЕНКО, Петропавловск,
тел. 8-7772588479, e-mail:
mukomol@mail.kz