Ничье старичье
В августе кокшетауский дом милосердия отметил 10-летие. На празднике в адрес председателя
Акмолинского областного комитета Общества Красного Полумесяца
Куляш КАРШАЛОВОЙ и ее подопечных - одиноких стариков - звучали лестные слова. В том числе от
замакима области Галыма БЕКМАГАМБЕТОВА, объявившего о переходе дома милосердия на гособеспечение.
Куляш Каршалова организовала это богоугодное заведение еще в 1997 году. Тогдашний аким Кокчетава Камалтин Мухамеджанов предоставил Каршаловой брошенное здание детского садика “Огонек”, расположенное в центре города, и пообещал финансовую помощь. Вскоре в доме появились первые постояльцы, которых доставляли с вокзалов и рынков города, - неухоженные, голодные, больные старики. На пенсии стариков покупали продукты и выплачивали небольшую зарплату обслуживающему персоналу. По линии Красного Полумесяца от зарубежных благотворительных организаций поступала помощь в виде продуктов и одежды.
- За все эти годы я ни копейки не получила из бюджета, - рассказывает Куляш.
Только в прошлом году Обществу Красного Полумесяца наконец-то позволили участвовать в тендере среди неправительственных организаций на получение социального госзаказа. Выиграв более 1 миллиона тенге, Каршалова привела в порядок спальные комнаты, приобрела кухонное оборудование, повысила до 14 тысяч тенге зарплату нянечкам и медсестрам. Но средств по-прежнему не хватало.
- Долги за отопление превысили 3 миллиона тенге. Назрела необходимость в замене инвентаря. И я поняла, что не потянуть нам, - с горечью говорит Куляш Каршалова.
В апреле 2007 года Каршалова предложила облакимату перевести дом милосердия на гос-обеспечение. Однако, судя по всему, местные власти намерены избавиться от приюта.
- Согласно Бюджетному кодексу, медико-социальные учреждения должны содержаться за счет областного бюджета, - говорит
начальник городского департамента занятости и соцпрограмм Инна АДАМ. - Поэтому есть предложение распределить одиноких жильцов дома по приютам области. А тех, у которых имеются дети, вернуть в семьи. Еще четверых жильцов дома поселим в центр адаптации. Но окончательное решение акиматом пока не принято.
После того как Каршалова сообщила эту новость, у многих ее подопечных подскочило кровяное давление, прихватило сердце. От шестерых престарелых родителей письменно отказались дети, не желая их возвращения в семьи. Горько плачет 88-летняя
Надежда БАБИЧ:
- Я вдова ветерана войны. Моя дочь отреклась от меня.
- Я 20 лет проработала в райбольнице, 15 лет - в акимате, избиралась депутатом, - говорит
Тамара ГАВРИЛОВА. - Никуда не хочу отсюда уходить. Здесь моя семья.
Ей вторит
Ельтай НУРЖАНОВ:
- Куда я пойду, если ни сыну, ни снохе не нужен?
Депутату городского маслихата Куляш Каршаловой обещана должность заведующей детским садиком, который якобы разместится в здании после ухода стариков.
Любовь ДУБРОВИНА, Кокшетау