7471

Им, сволочам, моя квартира нужна!

Три месяца кошмара пережила 83-летняя Мария ГРАЧЕВА. Люди, позарившиеся на принадлежавшую ей квартирку,
вывезли пенсионерку в степь. Убить немощную старушку у них рука не поднялась, и они бросили ее умирать от голода и холода. Но баба Маша выжила.
Владелица “однушки” в 12-м микрорайоне “Майкудука”, которую легко можно продать за 20 тысяч долларов, должна была сгинуть в бескрайних казахстанских степях. Однако надежды “доброжелателей” не сбылись.
- Этих сволочей надо наказать! - ругается старушка. - Надо узнать, у кого мои вещи, деньги, и забрать! Я честно заработала их.

                                                            “Наверное, добра мне хотят”
Незваные гости зачастили к бабе Маше еще в начале лета. Соседи, которые никогда не отказывали пенсионерке в помощи, забеспокоились. Ведь единственной родной душой у Марии Васильевны был внук, ныне живущий в России. Он и забыл уж про нее. А дети давно умерли. Потому-то, как вспоминает председатель КСУ “Супра” Татьяна МАТВЕЕВА, соседи и стали надоедать с расспросами: что это за люди к вам ходят? Баба Маша только и отвечала: “Не знаю, наверное, добра мне хотят”. И что-то лепетала про обещанные продукты, сладкое житье-бытье... в доме престарелых, где, мол, ей будет очень хорошо.
Словам бабы Маши соседи поверили, но все же старались за ней приглядывать. И однажды увидели, как старушку кто-то усадил в черную машину. На всякий случай записали номер. Мало ли чего. Потом выяснилось, что этот номер не был зарегистрирован в управлении дорожной полиции.

                                                            Странные обстоятельства
Примерно через пару месяцев после исчезновения Марии Грачевой неизвестные парни поставили железную дверь в ее квартире. Соседи подняли шум, но получили отпор от прибывшей на подмогу бравым молодцам женщины, соцработника, частенько навещавшей бабульку до ее исчезновения.
- Она предъявила нам полный пакет документов. Естественно, мы не имели права ей мешать, - вспоминает Татьяна.
У некоей Шарапат ДЖАНАЕВОЙ были документы на квартиру Марии Васильевны, включая доверенность на оформление и продажу, заверенную почему-то нотариусом из Темиртау. Кроме того, госпожа Джанаева предъявила справку о том, что баба Маша состоит на учете в психоневрологическом диспансере и является инвалидом II группы.
- Баба Маша никогда не состояла на учете с таким диагнозом. Была здоровой и крепкой старушкой. Только на ноги жаловалась, но это обычное явление для людей в таком возрасте, - продолжает Татьяна Матвеева.
Сердобольная соседка пошла в полицию с заявлением о пропаже бабы Маши, но бумагу… отказались принять. Полиция зашевелилась лишь после обращения в областной департамент КНБ.

                                                              Степная странница
В конце сентября пастух заметил возле Южного Карагана, полуразрушенного поселка на шесть дворов, женщину, легко одетую и бесцельно бродившую по степи. Нашлись очевидцы, которые вспомнили, как незнакомые люди привезли бабушку и оставили жить в одном из разбитых строений. Житель соседнего поселка Караган Владимир ЛЕДЯЕВ решил проведать старушку и узнать, какая нелегкая занесла ее в эти безнадежные края.
- Когда я зашел в дом, то увидел ее лежащей на полу. Она скрючилась от холода и не могла внятно ответить на мои вопросы, - вспоминает Владимир.
Он привез бабу Машу к себе, накормил, отогрел. Когда старушка пришла в себя, узнал ее имя и адрес.
- Ее появление здесь было слишком подозрительным, - продолжает Владимир. - И я поехал в Караганду. Нашел ее квартиру. Люди подтвердили: действительно, жила такая, пропала несколько месяцев назад. Вот я и отвез ее председателю КСУ. 

                                                                    Найденыш
Почти две недели баба Маша ютилась в КСУ, харчи и лекарства приносили соседи. На их расспросы, где пропадала, она отвечала одно: “А черт его знает, не помню”. Возвращаться в собственные хоромы ей не советовали, ибо никто не был уверен, что квартира все еще оформлена на Марию Васильевну. Да и следователь сначала сказал, что назад вселить бабу Машу не имеет права.
- Но как только пришла справка из ЦОНа, - говорит Татьяна Матвеева, - свидетельствующая о том, что Грачева оставалась хозяйкой квартиры, мы тут же вскрыли дверь. Живи и радуйся!
Куда там! Все документы и вещи из квартиры пропали. Остались только кровать и стул. Кроме того, за три месяца, пока баба Маша обитала в халупе, кто-то снимал ее пенсию. По доверенности.
- Никаких бумаг я не подписывала! Зачем это мне? - возмущается баба Маша.
К Марии Васильевне постепенно возвращается память. Но она все еще не может вспомнить, как ей удалось выжить, и напрочь забыла своих “доброжелателей”:
- Что б они к черту провалились! Им, сволочам, моя квартира нужна была! Они все время твердили: куда б ее деть? Зато теперь я дома. Отсюда никуда не уйду и никого не впущу!
Сейчас баба Маша находится под домашним арестом. Дабы избежать повторного похищения старушки, Татьяна Матвеева приносит ей продукты, следит, чтобы она ела три раза в день и закрывает ее на замок. Все дубликаты ключей хранит у себя.

                                                      Квартира преткновения
- В этой истории все только и говорят о квартире, а о бабке никто не думает, - заметила старший следователь УВД Октябрьского района города Караганды Наталья ТЁ.
Полиция уже завершила   дослед­ст­венную проверку в отношении тех, кто пытался погубить несчастную. Но в возбуждении уголовного дела отказали... за отсутствием состава преступления. Полиция не доказала преступный умысел в действиях Шарапат Джанаевой.
- У нас на Джанаеву ничего нет, - говорит следователь. - Но каждый нормальный человек понимает: совершенно незнакомый человек не будет помогать одинокой старушке. Тем более проходить с ней медкомиссию, оформлять инвалидность, получать заключение о необходимости помещения в дом инвалидов-психохроников.
По словам следователя, история, рассказанная Джанаевой, просто вышибает слезу. Дескать, встретила она Марию Васильевну на рынке. Та слезно просила помочь, потому что потерялась. Привела к себе домой, напоила-накормила. Тут баба Маша и поведала о том, что есть у нее квартира, но ей там одной плохо. А вот в доме престарелых было бы просто замечательно. Ну а дальше все как в сказке.
- Джанаева якобы с согласия бабушки ведет ее к нотариусу и оформляет доверенность, Грачева сама все подписывает, - говорит Наталья Тё. - Опрошенный нотариус подтвердил: бабушка изъявила желание, чтобы ей оказали помощь, собственноручно подписала доверенность.
Только вот незадача. Полиция провела медицинскую экспертизу, согласно которой баба Маша признана невменяемой. Старушка на момент подписания доверенности не могла правильно воспринимать обстоятельства и понимать смысл своих действий, так как у нее старческое слабоумие.
- Подтекст “стараний” Джанаевой понятен, - продолжает Наталья Тё. - В то же время в бескорыстность других, которые сейчас пекутся о бабушке, я лично не верю.
Дальнейшая судьба Марии Васильевны отныне в руках прокуратуры и департамента соцзащиты. Им предстоит через суд признать старушку-путешественницу недееспособной. Потом аннулировать доверенность, оформленную на госпожу Джанаеву.
Ну а все, кто печется о бабе Маше, очень скоро поймут, что делали это напрасно. Ее квартира будет принадлежать государству. Последние дни своей жизни Мария Грачева проведет в доме инвалидов-психохроников.


Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ, Караганда,
тел. 8-7013255702,
e-mail:perkhalsky@mail.ru

Поделиться
Класснуть