Сровняйте нас с землей!
У жителей дома № 1 по улице Гончарова совсем не популярная по нынешним временам мечта: они не защищают от сноса свои дома, а ищут тех, кто наконец-то сровняет их жилище с землей. Ищут с сентября 2002 года. Именно тогда комиссия Алматинского городского управления по ЧС составила акт, в котором черным по белому написано: “Дом сейсмоопасный и находится в аварийном состоянии”.
В понедельник алматинка Маргарита ФАЗЛИЕВА, мать семерых детей, в очередной раз ходила на прием в ГКП “Алматыжер”.
- Чиновники из различных инстанций кивают друг на друга, а я бегаю между ними как идиотка, - так женщина характеризует свой многолетний “роман” с городскими властями. - В “Алматыжер” сказали, что у компании-застройщика, которая должна была сносить наши дома, нет денег. Короче, я в очередной раз услышала любимый лозунг наших бастыков: “Счастье будет, но потом”.
Еще более 20 лет назад, в 1986 году, во время технической инвентаризации состояние крыши, окон, дверей и “отделочных работ”, то есть штукатурки, было признано неудовлетворительным. За два десятка лет двухэтажный каркасно-камышитовый дом окончательно обветшал. Так и стоит - без окон, без дверей. Зияющие дыры в крыше, штукатурка валится прямо на головы жильцов, в квартирах нет горячей воды и центрального отопления.
В 2003 году Маргарита получила письмо из акимата города: “Поздравляем, вы попали в программу сноса ветхого жилья”. Но на этом хорошие новости закончились, и жильцы остались наедине со своими “несносными” проблемами.
- Я не могу искупать детей, постирать белье, спокойно выйти в подъезд - постоянно приходится задирать голову: а вдруг обвалится очередной кусок штукатурки? - рассказывает о своих маленьких домашних “радостях” Маргарита. - Вместе с младшими детьми вынуждена жить у престарелых родителей, где кроме нас еще и семья брата. Моей младшей дочери всего четыре месяца. Из роддома ее привезли сюда. Но однажды ночью с потолка свалилась и разбилась вдребезги люстра. После этого я решила окончательно: этот дом опасен для жизни. Один чиновник мне сказал прямым текстом: “Я бы не согласился переночевать в вашем доме, даже если бы мне заплатили очень большие деньги”. А мы здесь живем, это наш “рай в шалаше”.
В подъезде дышащий на ладан электрощит. На этого “пенсионера” зимой будет повышенная нагрузка: в квартирах, где нет отопления, разом включат обогреватели… Печи, которые есть в доме, лучше не топить. По многочисленным щелям дым просачивается к соседям, и можно элементарно угореть. Самые отчаянные устанавливают в квартирах ванны. Но такая роскошь здесь смертельно опасна: пол в доме ветхий и может обрушиться вместе с ванной на соседей снизу.
- Чтобы помыть детей, я хожу по друзьям и знакомым. Стыдно, а что делать? - продолжает Маргарита. - Однажды с подругой сняли номер в гостинице. По пожарной лестнице умудрились пронести туда всех детей и перемыть… Мои родители тоже жили в ветхом доме и ждали сноса 20 лет. Я обиваю пороги всего лишь первую пятилетку. Меня знают в лицо все городские чиновники. Куда я только ни обращалась, везде слышу: вас обязательно снесут. Но когда это произойдет?! На днях на имя моего 17-летнего сына пришло письмо из военкомата: он должен встать на допризывной учет. У меня, как у матери, есть обязанности перед государством - воспитать детей, дать им образование. А кто мне в этом поможет? Мне всех их семерых нужно поднимать, а я не могу это сделать в своем прогнившем “шалаше”...
Оксана АКУЛОВА,
Алматы