Сейф-пакет против коррупции
Еще недавно должность начальника таможенного поста “Хоргос” стоила 500 тысяч долларов
Мы уже дважды писали о том, что происходит на таможенном посту “Хоргос” на границе с Китаем. Одна из наших публикаций (см. “Пограничное состояние”, “Время” от 26.9.2007 г.) стала даже поводом для встречи казахстанских таможенников с коллегами из Поднебесной (см. “Китайская грамота”, “Время” от 29.9.2007 г.).
С тех недавних пор на таможенных рубежах Казахстана произошли интересные события. Главный таможенник
Казахстана генерал Козы-Корпеш КАРБУЗОВ, пришедший в Комитет таможенного контроля (КТК) из КНБ, поменял ряд начальников таможенных постов. Аскар БЕКБЕРГЕНОВ, временно исполнявший обязанности начальника “Хоргоса”, назначен шефом поста “Май-Капчагай” в восточной части границы Казахстана с Китаем. А
на “Хоргосе” ожидают нового руководителя - Габидена КАЙЫРЖАНОВА из Атырау. Причем, утверждая кандидатуры, генерал заявил, что за должность начальника “Хоргоса” в прежние времена “отстегивали” до 500 тысяч долларов, а он назначает бесплатно, чем несказанно удивил собравшихся на совещании руководителей областных и городских департаментов. Вообще с приходом г-на Карбузова кое для кого из таможенников наступили тяжелые времена. Например, начальник одного из отделов, имевший доступ к секретной информации, был арестован прямо на совещании, где ему предъявили обвинение в торговле засекреченными сведениями.
С 15 октября на приграничных с Китаем таможенных постах
“Хоргос”, “Достык”, “Бахты”, “Калжат” и “Май-Капчагай” по приказу генерала Карбузова запустили пилотный проект - так называемые сейф-пакеты. Теперь товаротранспортные накладные и другие документы на груз после самого тщательного досмотра будут упакованы в полиэтиленовый пакет и запечатаны. Отныне предприниматель, экспедитор или водитель может не платить дань на посту и по дороге, таможенникам запрещено вскрывать уже запечатанные сейф-пакеты. А чтобы совсем обезопасить участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) от вымогательств, всем водителям и экспедиторам, пересекающим границу, теперь выдают специальные памятки с телефонами, позвонив по которым, можно сообщить о факте мздоимства. На все посты прибыли специальные группы сотрудников управления внутренней безопасности КТК, а в областных департаментах созданы оперативные штабы.
Понятно, что столь жесткие меры повергли наших верещагиных в полное уныние: разве можно спокойно работать, зная, что в кабинете сидят по два-три сотрудника внутренней безопасности, которые чутко ловят каждое слово и прислушиваются к телефонным переговорам? Даже на обед вместе ходят: а вдруг кому-то из участников ВЭД вздумается в столовой всучить таможеннику деньги? Кроме того, на территории того же поста “Хоргос” заработали сразу более 20 камер слежения, информация с которых моментально поступает в центр оперативного управления КТК и лично генералу Карбузову.
А тем временем на китайской стороне заметно увеличилась автомобильная пробка. Проблема в очередном новшестве: транспортная инспекция Казахстана запретила пересекать границу автомобилям, высота кузова которых превышает четыре метра. Если европейские и российские грузовики подпадают под этот стандарт, то китайские длинномеры могут иметь высоту в пять, а то и шесть метров. Вот они-то и составляют львиную долю застрявших в проб-ке машин. Еще одна проблема - до сих пор на казахстанском посту идет строительство вторых пропускных ворот. У соседей их целых три, а у наших - всего одни. И от заторов никуда не деться...
Предпринимателей все эти новшества здорово напрягают. В присутствии таможенников коммерсанты, конечно, говорят, что все у них хорошо - не хотят наживать себе лишних проблем. Но между собой они более откровенны. Многих не устраивает очередное новшество таможни - 0,6 евро за килограмм груза. Особенно “температурят” челноки, закупающие дешевый ширпотреб. Им очень невыгодна такая дорогая растаможка, поэтому некоторые из них уже посматривают на соседнюю Киргизию, где пока правила таможенной “игры” куда более либеральны.
Представители центрального аппарата КТК Минфина пытаются рекламировать участникам ВЭД выгоду всех этих нововведений.
- Несмотря на наши затраты по изготовлению сейф-пакетов, - говорит главный специалист аппарата КТК Александр ВОЛКОВ, - экономический эффект намного перекроет их. А главное - у сотрудников поста не возникнет никаких “лишних” мыслей. Подделка документов исключена - все номера пакетов находятся в КТК.
- Неужели нельзя аккуратно вскрыть эти пакеты, подделать документы и также незаметно запаять?
- А вы попробуйте! Мы проводили несколько экспериментов с привлечением экспертов - ничего не получилось. Однажды вскрытый сейф-пакет запаять уже невозможно...
По словам
начальника отдела таможенных доходов КТК Ерлана ИСАБЕКОВА, все новшества на границе связаны с изменением законодательства: для законопослушных участников ВЭД будет создан режим наибольшего благоприятствования. Тем же коммерсантам, которые предпочтут общаться с таможней не по закону, а по понятиям, легкой жизни стражи торговых границ не обещают.
- Необходимо исключить факты недостоверного декларирования товаров,- говорит Исабеков, - нелегального занятия предпринимательской деятельностью и обеспечить полное и своевременное взыскание всех платежей в бюджет. Наш анализ показал, что участились случаи таможенного оформления товаров на одних и тех же людей, многие из которых, не регистрируясь в органах налоговой службы, незаконно занимаются предпринимательством. Наметилась тенденция недостоверного декларирования таможенной стоимости и товарной номенклатуры грузов, оформляемых в упрощенном порядке, что не только искажает статданные внешней торговли, но и, главное, наносит ущерб государственной казне, - говорит Исабеков.
Вот и пытаются светлые головы из Астаны решить непростую задачу: как, с одной стороны, облегчить жизнь честным предпринимателям, а, с другой - поставить заслон коррупции? Для тех, кто провозит не более двух тонн товара стоимостью до 10 тысяч долларов, предусмотрен упрощенный порядок таможенного оформления. Предприниматель подает пассажирскую таможенную декларацию (ПТД), а платежи по таможенному приходному ордеру (ТПО) уплачиваются по ставке 17 процентов от стоимости товаров.
- Полагаем, - убежден Ерлан Исабеков, - что данная форма взимания таможенных платежей в доход государства приведет к упрощению процедуры таможенного оформления товаров физическими лицами и минимизации коррупционных проявлений со стороны государственных органов. Кроме того, отпадет необходимость занижать таможенную стоимость и недостоверно классифицировать товары.
Но дальнобойщики и водители рейсовых автобусов оптимизма таможенников не разделяют. Вдоль трассы Хоргос - Жаркент (а это около 50 километров) стоят сотни пустых машин. Предприниматели кучкуются у пропускного пункта в ожидании своей очереди. Таможенники обещают, что в течение максимум десяти дней ситуация исправится и все пойдет по разработанному Астаной плану.
А уже 15 декабря таможенники должны отчитаться перед премьер-министром Каримом МАСИМОВЫМ о степени успешности эксперимента с сейф-пакетами. Вот только произойдет ли психологический перелом в их сознании, станет ли им, подобно герою “Белого солнца пустыни”, “за державу обидно”? Похоже, одними только сейф-пакетами эту проблему не решить. Тут, как говорил герой бородатого анекдота, “всю систему менять надо”.
Тем более что средняя официальная зарплата более чем пятитысячной армии казахстанских таможенников - всего 35-40 тысяч тенге. На неофициальные же “разводки” участники ВЭД только на “Хоргосе” тратили ежегодно, по некоторым данным, более миллиарда (!) долларов. Сдается, эта арифметика не требует комментариев...
Тохнияз КУЧУКОВ,
фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Хоргос