Все может мантия...
68-летняя Галина Солопова, проживающая сейчас в немецком городе Хальброн, решила добиться справедливости в Казахстане и вернуть себе дом, отнятый у нее судебным решением 10 лет тому назад.
- В 1988 году Джамбулский горисполком выделил нашей семье земельный участок площадью 400 квадратных метров для строительства дома, - рассказывает Галина Солопова. - Тогда же мы с мужем начали строительство. Надеялись на долгую счастливую жизнь, но… случилось непоправимое: 12 августа 1991 года мой муж Иван Христофорович ФРАЙ был убит на улице пьяными хулиганами.
В Джамбуле той поры не было, наверное, человека, кто не слышал бы фамилию Фрай. Директор крупнейшего домостроительного комбината треста “Джамбулстрой”, Иван Христофорович, строил жилье и производственные объекты.
О нелепой гибели Фрая тоже было много разговоров в городе. Галине Николаевне пришлось обить немало порогов, чтобы добиться справедливого возмездия для убийц супруга. И в Генпрокуратуре побывала, и в администрации президента. В итоге злодеи получили 13 лет на двоих вместо первоначальной условной меры наказания.
Однако изнурительная борьба с казахстанским правосудием подкосила силы вдовы. Она решила переселиться с детьми в более стабильную страну, куда ее давно уже звал брат покойного супруга: “Был бы жив Иван, никогда бы мы не уехали из Казахстана, которому отдали всю свою молодость и зрелость, но одна я боялась оставаться...”.
И все же Галина Солопова не стала жечь за собой мосты. Собиралась вернуться, поставив на ноги детей. Поэтому она сохранила казахстанское гражданство. Домом распорядилась так: заключила договор с соседом - молодым предпринимателем Александром, что тот доведет до ума ее недостроенный дом, откроет в нем гостиницу, с которой хозяйка строения будет иметь долю прибыли.
Она приехала через два года, в 1995-м. И здесь ее ждало потрясение: предприимчивый Александр заявил, что дом теперь уже не ее, а его!
- Как в сказке о том, как зайчик пустил в свою лубяную избушку лису погреться, а в итоге сам оказался на улице, - продолжает Галина Николаевна. - Александр заручился невесть откуда взявшимся документом о выделении ему тогдашним градоначальником 0,64 гектара, на которых как раз стоял мой дом! Я обратилась в Таразский городской суд в надежде на справедливость, но судья… вообще лишил меня права собственности на мое жилье!
Потом были долгие хождения по кабинетам. В итоге выходила: по решению суда Александр выплатил ей… 787 тысяч тенге. Вряд ли эти деньги можно было считать компенсацией за огромное и почти завершенное домостроение. Это при том, что за Солопову вступились тогдашние региональные власти: областной аким той поры Амалбек ТШАНОВ своей резолюцией поддержал предложение департамента архитектуры “ходатайствовать перед облсудом о пересмотре и отмене решения горсуда о непризнании права собственности Солоповой на строение и истребовании его из чужого незаконного владения”. А сменивший Тшанова на посту руководителя области Сарыбай КАЛМУРЗАЕВ даже был процитирован местной газетой: “…Женщина, которая больше года судится с одним из состоятельных предпринимателей Тараза - она специально приехала на два месяца из Германии. Возможно, она никогда не докажет своей правоты и не победит, потому что работники судов и полиции ремонтируют у него свои машины…” Это было сказано нынешним главой республиканской финансовой полиции еще в 1999 году.
Как в воду глядел!
И вот она снова приехала из Германии. На этот раз в твердом намерении бороться за справедливость до победного конца. Отправила жалобы в Верховный суд с просьбой продлить сроки обжалования, а также в Совет безопасности, уполномоченному по правам человека в РК и Верховному комиссару ООН по правам человека.
- Я - гражданка Казахстана и хочу вернуться сюда, где прожила свою жизнь, где похоронен мой муж, - говорит Галина Николаевна. - Я хочу, чтобы мои дети и внуки - Рихард, Норманн и Христофор - могли приехать ко мне и увидеть родину их отца и деда.
А теперь осталось назвать фамилии предпринимателя, объегорившего несчастную вдову, и судьи, вынесшего в 1997 году решение по дому в его пользу. Бизнесмена зовут Александр ЛОКТЕВ, а судью - Болат БЕРИКОВ.
Это о них, “семейных друзьях”, не раз и не два писала наша газета. Сначала была история со “стеной” - двухметровым железобетонным сооружением, которым Александр Локтев перекрыл выход из ворот своей соседке Наталье АФАНАСЬЕВОЙ, замуровав ее в собственном доме только за то, что та дала показания следствию о борделе, действующем в локтевском сауно-гостиничном комплексе. Кстати, расположился бордель в том самом доме, отсуженном у Галины Солоповой. Затем судья областного суда Болат Бериков судился со мной за то, что я написала, как славно когда-то погулял судья на дне рождения своего друга-предпринимателя Локтева в обществе криминального авторитета.
Чем закончились эти истории?
Почти через 3 года после первого обращения Афанасьевой в полицию по поводу “стены” суд №2 Тараза вынес Локтеву приговор: “признать виновным” в самоуправстве и назначить наказание “в виде привлечения к общественным работам на 240 часов”. Но тут же и “освободить от назначенного наказания” - в связи с амнистией. Вот так и жену Локтева два года назад приговорили за содержание притона к 1 миллиону тенге штрафа - и потом также амнистировали. Между прочим, уже не первый раз. Видимо, амнистия по отношению к супругам Локтевым будет длиться бесконечно. Хотя они от нее гордо отказываются. Просто некоторые судьи у нас способны угадывать сокровенные желания своих подсудимых.
Областной суд оставил приговор без изменения.
Судья Болат Бериков во всех своих заявлениях напрочь отрицал свою связь с криминальными элементами. Только теперь Болат Кулатаевич может дружить с кем угодно. Ему теперь слова никто не скажет! Потому что судья Бериков больше не судья. Ушел он с этой работы. По собственному желанию. Что называется, сделал выбор.
Так что гражданское дело Галины Солоповой теперь уже никак к нему не попадет. И на том спасибо.
Фото Ольги ЩУКИНОЙ,
Тараз
Галина ВЫБОРНОВА,
anri1@mail.kz