РАССЛЕДОВАНИЕ: Все пожрал проклятый долгоносик
До недавнего времени ваш покорный слуга, как, наверное, и большинство наших читателей, был уверен, что в нашей суверенной стране все самое ценное из государственных богатств уже давно приватизировано, перепродано и поделено небольшой группой самых достойных казахстанцев. Однако, оказывается, осталось еще в государственном имущественном пироге несколько нетронутых лакомых кусочков. Например, пять крупных элеваторов, где хранится неприкосновенный зерновой запас страны. Потому и неудивительно, что именно на них положили глаз некие пока неизвестные, но, судя по всему, весьма могущественные персоны из самых высших властных эшелонов. Имена их - самый большой секрет Минсельхоза, который хранят пуще собранного урожая.
Так сложилось, что к рубежу 2000 года в собственности у государства вообще не осталось хранилищ, где оно могло бы держать свои весьма немаленькие запасы зерна. Все имевшиеся в стране элеваторы были распроданы и приватизированы в лихие 90-е, когда с молотка уходило все и вся.
Тогда президент поручил руководителям аграрной отрасли восстановить утраченную инфраструктуру, вернув государству необходимое количество зернохранилищ. Занимались этим Минсельхоз и подведомственное ему АО “Продовольственная контрактная корпорация”.
Конечно, возврат элеваторов в госсобственность не был безболезненным и дешевым, но в результате образовалась сеть из пяти государственных элеваторов, расположенных в самых хлебных регионах республики - Акмолинской и Северо-Казахстанской областях.
Хлебная база №1 в райцентре Акколь Акмолинской области емкостью 198 тысяч тонн.
Хлебная база № 5 на железнодорожной станции Кенская Жаркайынского района той же области емкостью 46,5 тысячи тонн.
Хлебная база № 7 в поселке Даут Акжарского района СКО емкостью 83 тысячи тонн.
Хлебная база № 2 в поселке Новоишимка Целинного района СКО емкостью 128,6 тысячи тонн.
Хлебная база № 4 на железнодорожной станции Баумана в Жамбылском районе СКО емкостью 46,6 тысячи тонн.
В общей сложности на этих элеваторах единовременно может храниться порядка 574 тысяч тонн зерна. Случись какая непредвиденная ситуация, этого запаса вполне хватит, чтобы бесперебойно снабжать все население Казахстана мукой и хлебом в течение трех месяцев.
При этом все пять элеваторов не требуют никаких дотаций и исправно приносят прибыль. Они хоть и были построены в советское время, но всего несколько лет назад претерпели модернизацию и обзавелись новыми лабораториями, позволяющими с хорошей выгодой работать с зерном, смешивая сорта и зарабатывая на разнице цен.
Однако в августе-сентябре 2007 года среди аграриев распространилась информация, что власть на всех пяти элеваторах меняется. Пошли разговоры о том, что зернохранилища из государственной формы собственности вновь переходят в частную. Причем происходит это каким-то очень странным образом. Без объявления открытого тендера. Без ведома крупнейших операторов зернового бизнеса. В итоге новым владельцем госсобственности вдруг становится некое частное и мало кому известное хлебобулочное предприятие из Северного Казахстана. В общем-то, обычная частная пекарня. И вот она единым лотом и без всякой конкурентной борьбы приобрела все имеющиеся у государственной продкорпорации хлебные базы со всей прилегающей инфраструктурой, где самым ценным были железнодорожные тупики.
Функционеры Минсельхоза, продкорпорации, Зернового союза Казахстана, к которым мы обращались (а мы обращались ко многим), не смогли ничего вразумительного сказать по поводу данной сделки, хотя подтверждали, что она была осуществлена, а документы хранятся лишь в одном экземпляре в одном высоком кабинете. При этом наши собеседники слезно просили ни в коем случае не ссылаться на них. Бизнесмены, работающие на зерновом рынке, тоже знают о заключении этой сделки. Они даже называют имя некоего Галымжана, являющегося родственником одного большого человека, который в действительности и стоит за этой сделкой. Но и предприниматели тоже просят их не упоминать, опасаясь за благополучие своего бизнеса.
Между тем, по нашим данным, государство заработало на этой сделке всего 16,5 миллиона долларов.
По подсчетам экспертов, самый захудалый элеватор только на хранении зерна приносит за год своим хозяевам от 200 тысяч долларов и выше. За сохранность полумиллиона тонн зерна неприкосновенного запаса государство исправно оплачивает из расчета примерно один доллар за тонну в месяц. А значит, ежегодно эти пять элеваторов гарантированно получали из госказны порядка 6 миллионов долларов. Теперь эти деньги пойдут в частный карман. Кроме того, элеваторы хорошо зарабатывают за счет обслуживания частников. Крестьянам везти зерно на расстояния дальше 100-150 километров просто невыгодно, поэтому каждый такой элеватор замыкает на себе все подъездные автомобильные и железнодорожные пути. Здесь осуществляются госзакупки. Тут происходит распределение для крестьянских хозяйств солярки, угля, комбикормов. И со всех этих операций хозяева элеваторов имеют свою долю. Теперь про эти прибыли государству тоже можно забыть. Как говорится, все пожрал проклятый долгоносик.
В общем, вы понимаете, что приобрела у государства небольшая частная фирма из Северного Казахстана за 16,5 миллиона долларов.
Стоимость одной только хлебной базы № 2, расположенной в Жаркайынском районе, по самым скромным подсчетам, составляет порядка 20-25 миллионов долларов США. Причем из желающих купить объект по такой цене еще и очередь выстроится. А весь комплекс из пяти элеваторов тянет на сумму примерно 45-50 миллионов долларов. И опять же в случае продажи будет предостаточно охотников поучаствовать в торгах. Причем под такую сделку любой банк деньги даст. Потому что в любом случае этот кредит окупится. В общем, новому собственнику элеваторов, чтобы получить хорошие деньги, вовсе не обязательно организовывать трудоемкую работу по хранению и обработке зерна. Ему достаточно просто перепродать приобретенные объекты по реальной на сегодняшний день коммерческой цене.
А теперь главный вопрос. Неужели данная сделка могла быть осуществлена без ведома министра сельского хозяйства Казахстана Ахметжана Есимова? Вряд ли. Мы же помним, что государственная сеть элеваторов принадлежала продовольственной корпорации, подчиненной Минсельхозу РК.
Но нам при этом очень бы не хотелось попасть впросак.
А потому лучше бы услышать ответ непосредственно из уст самого министра Есимова.
Особенно интересно: кто же все-таки этот всемогущий Галымжан?
Геннадий БЕНДИЦКИЙ,
е-mail:
benditsky@time.kz