Галымжан ЖАКИЯНОВ: Реформы завершить нельзя, их можно только прекратить
- Резкий рост цен на хлеб вызвал, по меньшей мере, недоумение у большинства казахстанцев. Как такое может произойти в стране, производящей более тонны зерна на человека в год?
- Я мог бы этот ряд продолжить: у нас есть нефть, но бензин самый дорогой в регионе. Мы продаем по копеечным ценам за границу металл и покупаем дорогую китайскую арматуру. При этом нефти на душу населения добывается больше четырех тонн, металла - полтонны, хлеба, если быть точнее, почти полторы тонны. Я уже не говорю о других наших ресурсах... Причина роста цен, на мой взгляд, - неразумная экономическая политика власти в целом и правительства в частности. Можно даже сказать так: отсутствие какой-либо экономической политики. В 2001 году было официально объявлено, что у нас все реформы завершены - и политические, и экономические. Но реформы нельзя завершить, их можно только прекратить. Всегда нужно продолжать поиск более лучших решений и в экономической, и в социальной сферах. Казалось бы, простой вопрос: почему у нас хлеб такой дорогой, хотя мы сами сеем пшеницу, получили урожай 21 миллион тонн зерна? Все упирается в действующие в стране экономические механизмы, которыми никто серьезно не занимается.
- Пригрозил Масимов даже ввести государственную монополию “на этот вопрос”…
- Казахстан является мировым экспортером зерна, и, казалось бы, для нас это выгодно - растут доходы страны. Но для простых казахстанцев эта “радость” оборачивается настоящим бедствием, поскольку для них растут только цены, но не пенсии и зарплаты. Правительство должно срочно предпринять меры для адресной помощи малоимущим, во-первых. Во-вторых, надо создавать условия для общего роста доходов населения, опережающих рост цен.
А что делает правительство? Премьер-министр пытается решить проблему за счет крестьян. Он ограничивает экспорт зерна, вводит некие “стабфонды”, в которые селяне обязаны сдавать 20 процентов своей продукции. Фактически это продразверстка!
Село сегодня и без того находится в плачевном состоянии, намного отстает в развитии. Каждый год во время посевной и уборочной растут цены на ГСМ, это у нас уже воспринимается как неизбежное природное явление. Защищать аграриев чиновники не спешат.
- А почему растут цены на ГСМ?
-У нас есть три нефтеперерабатывающих завода, но все они работают вполсилы - невыгодно. Невыгодно потому, что у нас высокие налоги на бензин, на дизельное топливо. Нефть и без того дорогая, а ее еще и налогами на нефтепродукты обложили. Но если вы продаете нефть за рубеж, то никаких налогов платить не надо. При экспорте НДС возвращают, никаких пошлин, никаких акцизов - ничего казна от этого не получает. Таким образом, правительство своими руками способствует росту цен на ГСМ и в конечном итоге - росту цен на хлеб. Получается, что небогатые казахстанцы платят за богатых нефтяников. Фактически выходит, что сырье - хоть нефть возьмите, хоть зерно, хоть металл - вывозить за бесценок выгоднее, чем что-либо здесь производить. И если прежде тарифы и цены на продукты питания сдерживали административными способами - то одни выборы, то другие, то сегодня сдерживающих факторов нет. Теперь объявили о повышении коммунальных тарифов. В результате мы будем иметь всплеск инфляции и очередной виток роста цен на другие группы товаров, в том числе и на продукты питания. Все будет дорожать.
- Как вы оцениваете действия правительства в сегодняшних условиях?
- Правительство занимается откровенно популистскими вещами. В апреле этого года премьер-министр потребовал навести порядок с раздачей земельных участков вокруг Алматы. Он даже предложил тем, кто владеет ипподромами и “фазендами” в окрестностях южной столицы, добровольно отдать их в госсобственность. Неужто он не знает, чьи там ипподромы, кому принадлежат все эти земли? Неужто он не знает, кто давал разрешения на всю эту застройку? Если премьер-министр этого не знает, что можно сказать об уровне его компетенции? С тех пор прошло полгода, но ничего не изменилось. Сказали и забыли. Точно такая же ситуация с требованием снести дома в природоохранной зоне в предгорьях Алматы. И не просто снести - разговор сразу же зашел о выплате компенсации владельцам в размере 4 миллиардов долларов. Когда в Шаныраке бульдозерами сносили дома, никто не думал о выкупе, поскольку это незаконные строения. Но здесь такие же незаконные строения! Власти говорят о том, что надо уважать право частной собственности. Я согласен, уважать надо. Но за счет кого? Почему не привлечь к ответственности тех, кто выдал разрешение на незаконную застройку? Почему за преступные деяния чиновников должны расплачиваться граждане?
Я уверен, что нынешняя шумиха затеяна вовсе не потому, что правительство озаботилось природой алматинских окрестностей. Налицо использование общественно значимых проблем как рычага политического давления во внутридворцовых интригах. Но правительство должно заниматься экономическими реформами, а не опускаться до уровня межклановых разборок.
- Но какие-то действия все-таки предпринимаются...
- Хорошо, давайте посмотрим, что же предпринимается. Недавно правительство в очередной раз рассмотрело проблемы ЖКХ. Было заявлено, что нужно ремонтировать дома, приводить в порядок обветшалое жилье. Подсчитали - для капитального ремонта дома в пересчете на одну семью потребуется около ста тысяч тенге. Никого из министров такая сумма не смутила. По официальным данным, около 14 тысяч домов (в которых около 651 тыс. квартир) нуждается в ремонте. То есть на все про все нужно около полумиллиарда долларов. Сравните: на одной чаше весов - 4 миллиарда долларов, которые хотят заплатить тем, кто незаконно захватил земли и построил на них дворцы, а на другой - полмиллиарда на весь аварийный жилой фонд страны, который за эти деньги можно привести в нормальное состояние. Это простой пример “справедливого” подхода к государственным расходам.
- Однако в стране назревает кризис, и правительству все равно что-то придется делать...
- Да, кризис назревает. Причем провоцирует его само правительство своими неумелыми действиями. Слишком как-то легкомысленно оно разбрасывается неуместными и популистскими заявлениями. Все началось, как вы знаете, с августовского ипотечного кризиса в Америке. Заметьте, там было небольшое падение цен на недвижимость, в среднем на 3,2 процента. Но как это ощутимо аукнулось в других странах, в том числе и в нашей? Наши бизнесмены, банкиры, специалисты-оценщики начали успокаивать общественность, призывали не поддаваться панике. Мол, никакого обвала рынка недвижимости не будет, все это постепенно выровняется. В это время правительство, как тот слон в посудной лавке, начинает громыхать и говорить о том, что коррекция в 20-30 процентов на рынке недвижимости неизбежна, что пострадают от этого только кошельки застройщиков. Вместо того чтобы принимать меры по минимизации последствий этого кризиса, звучат популистские заявления, что пусть кризис будет, но мы будем спасать только дольщиков. Но как спасут дольщиков - об этом-то они не говорят...
- Д ольщики-то тоже наши граждане...
- Проблема не только с дольщиками - все гораздо сложнее. Ситуация в банковском секторе и ситуация на рынке недвижимости тесно связаны между собой. Львиная доля кредитов выдавалась под залог недвижимости, причем не только ипотечные займы. В эйфории строительного бума оценка залоговой недвижимости происходила субъективно, рассмотрение на кредитных комитетах некоторых банков носило больше формальный характер. Опасность заключается в том, что может быть падение ликвидности этих залогов. Залоги будут переоценены в меньшую сторону, заемщикам придется доплачивать банкам разницу. Люди в некоторых случаях могут и отказаться возвращать деньги банку, потому что выгоднее будет бросить недвижимость и не платить - ведь старая банковская оценка окажется выше, чем квартира сегодня стоит на рынке. В свою очередь, сейчас у банков горит возврат денег, взятых на внешних рынках. И это может привести к плачевным последствиям как для банков, так и для экономики - полномасштабному банковскому кризису. Тогда уже могут пострадать миллионы наших сограждан. Вот о чем надо думать правительству! Кроме того, происходящее снижение цен на вторичном неэлитном рынке жилья означает, что основная масса населения страны, владеющая такими квартирами, уже станет беднее на те же 20-30 процентов. Сегодня стройки замораживаются, сотни тысяч людей, занятых в этой и смежных сферах, остаются без работы.
- А разве банки не виноваты в кризисе?
- Проблема заключается в том, что банки кредитовали в основном приобретение недвижимости и строительство разных объектов. Не их вина, что остальные отрасли экономики, я не имею в виду добывающий сектор, находятся в упадке. Несмотря на все заклинания и обещания действующей власти, отечественное товаропроизводство так и не стало конкурентоспособным. Фондовый рынок, о котором с помпой говорят руководители государства и который действительно, как в цивилизованных странах, должен был принять на себя львиную долю инвестиций, так и остался в зачаточном состоянии. Это не проблема наших банков, они всего лишь передаточное звено, они продают только свой продукт - кредиты. Речь идет о болезни всей нашей экономики. Бизнес вкладывает только в строительство, потому что нет никаких других инструментов для вложения денег. В результате перегрели рынок недвижимости. Семь лет в стране не проводились никакие экономические реформы, теперь мы пожинаем плоды этой бездеятельности.
- У нас столько нефти, и цены на нее заоблачные - неужто не выдержим?
- Нефтяные доходы прямо не попадают в руки населения. Вы знаете в чьих руках находятся наши природные ресурсы. Косвенно, через бюджет и через субподрядчиков, что-то перепадает нашим людям. “Просачивается” постепенно, а кризис наступает внезапно. Особенно опасна паника на рынке. Что будет, если все одновременно откажутся платить по кредитам, начнут распродавать жилье, пока оно в цене? Мы просто еще не сталкивались с подобным...
- Что, на ваш взгляд, может заставить правительство работать более эффективно ?
- При существующей политической системе чиновники никак не зависят от общества, от народа, на благо которого они должны работать. Нет конкурентной среды ни в экономике, ни в политике. Нет равных условий, нет правил, и, самое главное - нет ответственности за исполнение законов. Правительство плывет по течению, реагируя на кризисы популистскими декларациями. Справедливости ради надо заметить, что бездействует не только нынешнее правительство. Будь Масимов трижды гениальным, он ничего в этой ситуации сделать не может - нет политической воли.
Чтобы понять, что ждет страну при такой политике, не надо быть Нострадамусом. Наглядный пример - Нигерия. Много нефти, но все доходы разворовываются, население страны прозябает в нищете. Другой пример - Норвегия, где тоже есть нефть. Население этой страны - самое богатое в мире. Никакого чуда нет - в Норвегии работают демократические институты, и правительство подконтрольно обществу. Все очень просто...
Марат АСИПОВ
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

