Жаксыбек КУЛЕКЕЕВ, президент КТЖ:Подайте монополисту!
О судьбах железной дороги шел вчера разговор на заседании правительства. Суть доклада главы АО “Казахстан темир жолы” Жаксыбека КУЛЕКЕЕВА в двух словах звучала так:
“Дайте денег!”
По его словам, сейчас железная дорога работает исключительно себе в убыток:
- Сохраняется перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых. Отсутствие возможности обновления основных фондов из-за низкого уровня тарифа и ежегодный рост цен на сырье и материалы привели к превышению критического уровня износа основных средств.
Картина вырисовывается страшноватая: около
1000 километров дорог требуют ремонта, вагонный парк изношен на 70 процентов, локомотивный - на 75.
- Кроме того, на сегодняшний день АО “Локомотив” находится в судебной тяжбе с комитетом по защите конкуренции по поводу вынесенного предписания о возмещении ущерба потребителям в размере более 15 миллиардов тенге, являющегося, на наш взгляд, обоснованным. Но если мы проиграем судебный процесс, то это поставит на грань банкротства данную компанию, - выжимал слезу г-н Кулекеев.
А чтобы исправить положение необходимо, по его словам, всего ничего: искоренить перекрестное субсидирование, передав пассажирские перевозки холдингу “Самрук”, дабы он компенсировал убытки перевозчика; поднять тарифы для обеспечения рентабельности перевозок и ежегодно индексировать их с поправкой на инфляцию. И, конечно, получить от государства субсидии, например, на ремонт магистральных сетей.
- Как показывает мировая практика, - деликатно сослался на международный опыт Кулекеев, -
развитие транспортной инфраструктуры на сегодняшнем этапе невозможно без поддержки со стороны государства в плане вложения мощных инвестиций, так как собственных средств на производство не хватает.
- До сегодняшнего дня ваш мундир пока без пятнышек, - так прокомментировал доклад главного железнодорожника страны
премьер Карим МАСИМОВ. - По крайней мере, у меня не было такой информации, что на прежней вашей работе вы где-то в чем-то были замечены. Но ваша нынешняя должность такова, что соблазнов и предложений, наверное, будет много.
Я вас хотел бы уберечь от этого, чтобы вы свой мундир не запятнали...
Впрочем, как выяснилось, есть вещи, которые беспокоят премьера больше, чем реноме г-н Кулекеева. Например, транспортировка предназначенного на экспорт зерна. Объективно такого зерна у нас гораздо больше, чем у КТЖ - возможностей его вывезти. Как будет соблюдаться порядок вывоза и очередность экспортеров?
- Обеспечьте прозрачность этих процедур, - ласково попросил глава Кабмина. - Чтобы, если какие-то меры принимались, мы бы видели, как все это происходит: почему та компания, а не эта…
Премьерское поручение насчет прозрачности процедур вывоза зерна глава КТЖ тут же переадресовал министру сельского хозяйства РК Ахметжану ЕСИМОВУ. Пусть у него голова болит…
Маргарита НИКИТИНА,
фото Владимира Заикина, Астана

