9102

Когда в товарищах согласия нет...

Когда в товарищах согласия нет...Мы уже писали о проблемах, с которыми сталкиваются наши предприниматели на казахстанско-китайском таможенном посту “Хоргос” (см. “Пограничное соСТОЯНИЕ” и “Китайская грамота”, “Время” от 26 и 29.9.2007 г.). Нельзя сказать, что таможенные начальники не пытались их решить. Менялось руководство поста, спецслужбы проводили операции, но вымогатели по обе стороны границы не унимались. Встреча таможенников Казахстана и Китая, состоявшаяся после выступления нашей газеты, вселила в участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) определенный оптимизм.
И все же в редакцию по-прежнему идут жалобы в адрес как наших, так и китайских стражей границы. Специалисты фитоконтроля, санэпидемстанции, транспортной инспекции, таможни и погранслужбы двух стран нередко умышленно создают километровые пробки, вынуждая предпринимателей и водителей терять драгоценное время, тратиться на аренду гостиницы, питаться в кафе и сжигать тонны горючего, не двигаясь при этом ни на метр (особенно зимой, когда машины нужно прогревать по несколько раз в день).
Тем временем наши водители и экспедиторы теряют время, пытаясь растормошить китайских “верещагиных”, что-то доказать китайским чиновникам, спокой­ствию которых может позавидовать сам Будда. Казахстанские пограничники и таможенники могут пропустить около 20 автомобилей. Но все машины стоят в пробке на китайской стороне - мы с фотокорреспондентом видели многокилометровое скопление машин по ту сторону границы.
Конечно, и с нашей стороны не без проблем. Здесь всего один пропускной коридор, перед которым, как ни работай четко, неизбежно образуются небольшие заторы. Нередко сотрудники проверяющих служб умышленно затягивают досмотр, явно намекая на вознаграждение. Предприниматели, для которых “время - деньги”, вынуждены платить...
Начальник департамента таможенного контроля Алматинской области Мурат БАЙМУХАНБЕТОВ утверждает, что это исключение из правил.
- Бывают случаи вымогательств, - говорит он, - но наша служба внутренней безопасности реагирует незамедлительно. Нередко работник транспортной инспекции или фитоконтроля, предлагая заплатить, намекает: мол, таможенники в доле. И мы оказываемся крайними, хотя, как говорится, не при делах.
- Так уж и не при делах? А по оперативным сводкам спецслужб видно: именно ваши чаще попадаются на взятках...
- Не спорю. Но сегодня ситуация на границе стала намного прозрачнее, чем была раньше.
По словам главного таможенника области, сейчас рассматриваются несколько вариантов еще большей прозрачности. На границе должны работать только пограничники и таможенники - последние могут взять на себя обязанности тех же фитоконтролеров и транспортников. Единственная проблема - нехватка специалистов.
- Но их можно обучить, - говорит полковник Баймуханбетов. - А процедуру растаможки груза пора вообще передать в большие терминалы недалеко от Алматы. Плюсов масса: предпринимателям не придется ездить из южной столицы до “Хоргоса” за грузом, растаможивать его и везти обратно. Они экономят время, не тратят деньги на гостиницы, кафе, бензин. Еще один немаловажный фактор - груз после необходимых проверок идет в терминал на растаможку, минуя сотрудников поста. Им уже не светит мзда за “ускорение процесса” растаможки.

Еще одна больная для любого участника ВЭД тема - криминальные группировки. По словам главного пограничника “Хоргоса” Талгата КЕНЖЕБАЕВА, раньше бандиты действительно держали под своим контролем въезд на границу.
- Минуя очередь, - говорит он, - они могли спокойно подогнать свои грузовики к самому шлагбауму. Люди возмущались, а в ответ непокорных избивали, угрожали оружием. Сейчас мы каждое утро проезжаем вдоль колонны и записываем номера машин по порядку - кто первый приехал на границу, кто добрался позже. Список остается у въезда. Если подъезжает машина, которая должна стоять последней, ее разворачиваем - и обратно. Неделю поработали в таком режиме - и криминалитет понял, что с нами не “разведешь”, а водители перестали им платить. Несколько попыток наехать были немедленно пресечены: всего в 40 километрах от границы - райотдел внутренних дел. Так что сегодня мы в состоянии дать отпор преступникам.
Правда, пришлось сменить почти всех руководителей правоохранительных и других контролирующих границу служб. Тут уж ничего не поделаешь: безопасность торговых границ требует жертв... Но это, как говорится, наши проблемы, и, если верить казахстанскому таможенному и пограничному начальству, они худо-бедно решаются. А вот со стороны соседей конкретных шагов навстречу пока не видно - одни китайские церемонии...
Официально график работы и у нас, и у китайцев одинаков. Но, согласно древним традициям Поднебесной, китаец за полчаса до обеденного перерыва проводит дообеденный ритуал. Обедают час. Обязательный послеобеденный сон - 40 минут. Но, как правило, они спят больше. То же перед ужином...

- Раньше двух часов дня их на работе не застать, - говорит начальник отдельного контрольно-пропускного пункта погранслужбы КНБ РК полковник Талгат Кенжебаев. - Говорят: так принято. Мы не спорим - традиции нужно соблюдать и уважать. У нас тоже есть перерывы, но наша граница круглые сутки под охраной. Ушел постовой на обед, его тут же сменяет другой.
Последним предложением нашей делегации - пропускать через “Хоргос” только ТНП, а спецтехнику, стройматериалы принимать на приграничном посту “Калжат” - заинтересовался было секретарь райкома партии порта “Хоргос” СУАР КНР Су ЧЖИН, но встретил упорное сопротивление зам­председателя комитета по управлению портом Сян ЛИЯНА, замначальника таможни Ван ИЛЯНЯ, начальника пассажирского отдела таможни Мырзата ТАЛАТА. Во время переговоров с казахстанской делегацией они выходили совещаться в коридор, что-то подсчитывали на калькуляторах.
- Это настолько серьезный вопрос, что даже мне не по силам. А вот если товарищи НАЗАРБАЕВ и Ху ЦЗИНЬ ТАО договорятся, мы вас поддержим, - резюмировал Су Чжин.
Причем товарищ Су сказал это с таким видом, как будто бы у главного коммуниста нет других дел, кроме чисто таможенных вопросов.
Между тем предприниматели не скрывают, что им приходится платить всем - и китайцам, и нашим.
- Вся система построена таким образом, - говорит Елена Д., владелица бутика в одном из торговых домов Алматы, - что на границе умышленно создаются очереди: наши таможенники жалуются на сокращение штатов, мол, поэтому мы не успеваем вас оформить сегодня. Но стоит заплатить “сверху” по 15 долларов за мешок товара, как они начинают суетиться: быстро растаможивается груз, незамедлительно заполняются все документы, и до вечера автомобиль пересекает казахстан­ский пост. Сейчас левые расценки подняли до 25-30 долларов. Я еще не ездила в Китай, но мои соседи по рынку, недавно вернувшиеся из “Хоргоса”, говорят, что это связано с новым руководством таможни.

- Мы возмущены, накипело все, - поддерживает коллегу Эль­ми­ра И. - Платим за товар - китайским таможенникам, нашим, нанимаем грузовики, растаможиваем товар, пополняем бюджет налогами - а где условия для НОРМАЛЬНОГО развития бизнеса?! Почему мы не можем пройти всю процедуру законно? Сколько еще это будет продолжаться? Сунешь на лапу таможеннику, все происходит быстро. Откажешься платить - до второго пришествия Христа можно простоять на границе. Между собой мы часто обсуждаем эти проблемы. Недавно один предприниматель “пошел на принцип” - так китайцы продержали его у себя больше месяца. Он, перейдя границу, пожаловался нашим таможенникам, а они в ответ: между нашими странами нет двусторонних соглашений по вопросам борьбы с коррупцией, вымогательством и т.д. Извините, но это не наши проблемы! А их навязывают нам.

Тохнияз КУЧУКОВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА,
Алматы - Хоргос

P.S. По многочисленным просьбам наших предпринимателей мы публикуем телефоны райкома партии и комитета порта “Хоргос” СУАР КНР. Если вы столкнулись с поборами на китайской стороне, то, находясь на месте, звоните по номеру 110-110 или по телефону доверия 120. Китайские таможенные власти уверяют: все претензии будут рассмотрены.

Поделиться
Класснуть

Свежее