Китайская грамота

Наша публикация (см. “Пограничное соСТОЯНИЕ”, “Время” от 26.9.2007 г.) стала поводом для встречи казахстанских и китайских таможенников на границе двух наших стран. Напомню, речь шла о вымогательстве некой преступной группировкой денег с казахстанских водителей, ожидающих своей очереди на китайской стороне таможенного поста “Хоргос”. Водитель-экспедитор по имени Карим пожаловался нам по телефону на безнаказанные действия казахстанских бандитов, обирающих предпринимателей. Сразу же после выхода номера в свет
начальник департамента таможенного контроля Алматинской области Мурат БАЙМУХАНБЕТОВ позвонил в редакцию.
По его словам, он не на шутку встревожен сложившейся ситуацией. Главный таможенник области предложил нашим корреспондентам поехать с ним на границу, чтобы вместе с китайскими коллегами решить проблемы казахстанских предпринимателей.
Прибыв на “Хоргос” в четверг, мы увидели, что казахстанская таможня работает в обычном режиме. Предприниматели, с большим трудом переехавшие границу со стороны Поднебесной, всего за несколько часов растаможивают груз и спокойно выезжают на трассу. Никаких очередей, поборов, а тем более бандитов на таможне нет: видно, что хозяин положения здесь - государство, а не криминалитет.
- За день, - рассказывает
исполняющий обязанности начальника таможенного поста “Хоргос” Аскар БЕКБЕРГЕНО
В, - мы пропускаем около 130 грузовиков и автобусов. И это не предел. Вчера, например (в среду. - Т.К.), от нас выехал 141 груженый автомобиль. Все системы контроля и досмотра работают в штатном режиме. С начала года в Казахстан заехали 28370 автомобилей. Только за последний месяц границу пересекли более 25 тысяч человек. Сами видите, проблем у нас нет.
-
Но предприниматели жалуются, что неделями стоят на границе, их обирают бандиты, а правоохранительные органы делают вид, что ничего не происходит...
- Это стало возможным потому, что у нас нет полномочий работать на территории другого государства. А вообще проблемы, о которых говорят предприниматели, нам известны. Вот только все это происходит не у нас, а на китайской стороне. А помочь соотечественникам на чужой территории я никак не могу. Таке, - обратился Аскар к
начальнику отдельного контрольно-пропускного пункта погранслужбы КНБ РК Талгату КЕНЖЕБАЕВУ. - Расскажите о ситуации на границе - с нашей и с той стороны.
- Действительно, машины скапливаются в Китае, - подтвердил
полковник Кенжебаев. - Потому что там целых три очереди (на казахстанской стороне всего одни ворота, но пропускают транспорт они более эффективно. - Т.К.), а толку нет. Там за порядком следит милиционер-регулировщик, а у него свои интересы. У пограничников и таможенников - свои. Иногда бывает, что я не успеваю встретиться с коллегой из Китая только потому, что он часами стоит в автомобильной пробке и не может доехать до границы. Почему это происходит, соседи толком не объясняют. Сейчас мы пройдем всю линию контроля и досмотра на нашей стороне, а потом - на китайской. Сами увидите: небо и земля…
…Перед накопителем с казахстанской стороны стоят около 70 грузовиков и автобусов. Таможенные брокеры бегают с документами по кабинетам. Специалисты фитоконтроля, СЭС, транспортной инспекции и пограничники проверяют груз, а водители спокойно курят в сторонке или ожидают своей очереди в местной столовой. Никто не возмущается, не слышно воплей на языке родных осин - одним словом, порядок. Но вот переходим границу - и картина резко меняется.
Китайский накопитель переполнен, грузовики стоят вдоль улиц, а спецтехника - краны, карьерные большегрузы, маршрутки - вообще не могут втиснуться в очередь, и ими забиты все дороги перед границей. Постовой милиционер особого рвения не проявляет, а его напарник - вообще спит в патрульном автомобиле, припарковав его в тени.
Предприниматели носятся как угорелые, с пачками документов, что-то пытаются объяснить милиционеру, но он неподвижен и молчалив, как Будда. То и дело в очередях слышится отборный двуязычный - по-русски и по-казахски - мат.
- Недавно здесь порезали казахстанского водителя, -
вспоминают пограничники, - а до этого ЧП были факты вымогательства. Несколько дней назад мы дали понять китайцам: не мешало бы навести на границе порядок. Их спецслужбы зашевелились. Силовики, прибывшие из Пекина, ликвидировали китайскую группировку во главе с неким “Бобби”. Они шантажировали наших водителей, требуя за безопасность по 20 юаней с машины (чуть больше 3 долларов. - Т.К.). Наши платили, хотя никакой охраны бандиты не обеспечивали. Зато могли избить непокорного водителя либо проколоть шины, вытащить часть груза или разбить все стекла в кабине - предприниматели сами об этом нам рассказывали.
…Нас встречает китайская делегация.
Заместитель председателя комитета по управлению таможенным постом “Хоргос” Синцзянь-уйгурского автономного района (СУАР) Нуржан РАЗЫВАН УЛ
Ы с восторгом рассказывает: недавно был в Казахстане, поразился щедрому гостеприимству людей и стремительному экономическому развитию страны. Как только мы пытаемся заострить разговор, чиновник тут же замыкается и выжидающе смотрит на партийного босса -
первого секретаря райкома партии Су ЧЖИНА. Он более конкретен.
- Проблема накопления машин у нас стоит остро, - признает товарищ Су, - и требует вмешательства государства. Есть много препятствий для более действенной работы: устаревшее оборудование, пропускная способность нашего порта, долгая проверка грузов таможенниками, слабая материально-техническая база. И потом, наши дороги не рассчитаны на такой автомобильный поток - сами видите, как машины заполнили полпоста. На своем уровне решить проблему пока не получается.
-
Что нужно сделать, чтобы избежать скопления машин и увеличить пропускную способность? И почему ваши таможенники за день пропускают всего 50-70 автомобилей, в то время как наши могут растаможить за это же время почти 200 грузовиков и автобусов?
Китайцы о чем-то ожесточенно спорят, размахивают руками и тычут пальцами в потолок.
- Мы обязаны, сначала доложить руководству страны, - наконец произносит партийный функционер. - А прямо сейчас конкретного ответа вам не дадим - это нужно решать на межгосударственном уровне.
Тогда Аскар Бекбергенов предлагает:
- Мы можем перейти на круглосуточный режим работы или выходить по субботам (этот вопрос на согласовании в Комитете таможенного контроля Минфина РК. - Т.К.). Кроме того, примерно с середины октября в Казахстане вводится единая таможенная пошлина на груз - 0,6 евро за килограмм товаров народного потребления (ТНП). Эта мера значительно сокращает время растаможки: пропускная способность увеличится примерно на 200 машин в день. Если же нас переведут на круглосуточный режим - эта цифра вырастет вдвое. Что вы на это можете предложить нам?
Китайцы явно не ожидали такого поворота беседы. Они опять начинают спорить между собой…
- Застоявшийся у нас груз востребован на вашем рынке - мы это понимаем, - наконец обращается к нам
зампредседателя комитета по управлению портом “Хоргос” Лян СУЯН, - мы быстро пропускаем грузы, а вы, наоборот, держите. Порт способен выпустить до 200 автомобилей, а в будущем эта цифра вырастет до 500, а может, и 1000 машин в день.
-
Почему в таком случае к нам заезжают всего до 70 машин в сутки?
Вопрос так и повис в воздухе. Вместо ответа начальник разведки погранслужбы Китая - подполковник по имени Еркин (свою фамилию он не стал называть) попытался возмутиться по поводу того, что казахстанские таможенники в первую очередь пропускают свои машины и только потом растаможивают китайские грузовики. Но конкретных доказательств этому привести не смог. Зато наша делегация предложила еще с десяток вариантов увеличения пропуска машин и груза. Китайцы обещали подумать и согласовать с официальным Пекином. После чего с явным облегчением ретировались.
И только встретившись с казахстанскими предпринимателями на границе, мы выяснили истинные причины простоя. Как оказалось, китайским таможенным властям очень выгодно создавать искусственные пробки: водители и коммерсанты вынуждены неделями жить в гостиницах, снимая номера по 20-30 долларов в сутки, питаться в кафе. Так власти Поднебесной пополняют свой бюджет за счет убытков и прочих головных болей наших таможенников и предпринимателей.
Тохнияз КУЧУКОВ, Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы - Хоргос
Продолжение в следующем номере
P. S.
С 1 по 7 октября в КНР будут отмечать очередную годовщину образования КНР. Сотрудники казахстанского “Хоргоса” привычно ожидают много-километровых пробок на границе...

