На четверку
Фестиваль “Евразия” все больше становится похож на Московский кинофестиваль. В том смысле, что многие его ругают, говорят о кризисе, предрекают скорую кончину, а он все шевелится, даже вроде идет на поправку. Хотя и не без помощи аппарата искусственного дыхания, разумеется.
В этом году фестиваль сделал некий интеллектуальный крен: если раньше организаторы первым делом заявляли внушительный список приглашенных звезд, среди которых фигурировали либо увядшие мастера кулачного промысла, либо просто актеры категории “Б”, то теперь основной упор был сделан на кинопрограмму.
Не звезды создают фестиваль, а фильмы. Как было и с упомянутым ММКФ, на который Феллини давным-давно привез свою ленту “Восемь с половиной”, придав форуму статус категории “А”.
Но, конечно, фестивальный идеал - это звезда, представляющая свою картину. И здесь есть к чему стремиться.
Софи МАРСО, представившая на “Евразии” своих “Пропавших в Довилле”, - это все-таки актриса, пробующая себя в роли режиссера. А пробовать могут, как известно, все - не все раскусывают. Кроме того, лента шла вне конкурса.
И, что греха таить, показ самой Софи вызвал больше интереса, чем ее ленты.
***
В кулуарах фестиваля встретил Мухаммеджана МАМЫРБЕКОВА. Этот человек, между прочим, пишет уже второй сценарий для крупнейшей в России компании “Централ Партнершип”. А в “Евразии” участвует как член отборочной комиссии.
- Как тебе представленные картины, так себе? - попробовал спровоцировать я его.
- Наоборот, все фильмы очень неплохие. Если брать 5 баллов за идеал, то картины тянут на твердую четверку. Ну это мое мнение.
Мнения остальных отборщиков разделились. Например, председатель Союза кинематографистов Игорь ВОВНЯНКО сказал, что есть пара-тройка хороших картин, а все остальное так себе:
- Каких-то откровений я не испытал. А так, “Калифорнийская мечта” Кристиана НЕМЕСКУ хороший фильм, “ Наследство” БАБЛУАНИ. Вообще это проблема отбора - дирекция должна работать круглогодично, постоянно отсматривать материал, а не делать это перед самим фестивалем.
Еще Игорь Александрович заметил, что из всех фестивальных событий и фильмов лучше всего удались банкеты.
Ну это его мнение.
А вообще на фестиваль представлено 15 фильмов. В программе много интересных картин. Например, “Будда, рассыпавшийся от стыда” Ханы МАХМАЛЬБАФ, “ Шима” - режиссерский дебют известного узбекского клипмейкера Баходыра ЮЛДАШЕВА, филиппинский “ Воспитанник” Брилланте МЕНДОЗЫ и так далее. Кроме того, наконец-то появились казахстанские проекты - долгожданная комедия Рустема АБДРАШЕВА “Курак корпе” и “Шуга” по мотивам “Анны Карениной” Дарежана ОМИРБАЕВА - вроде бы экранизация, похожая на что угодно, кроме экранизации. В центральноазиатском конкурсе участвует и многострадальная “Куне” Болата ШАРИПА, которую со времени выхода в прошлом году ругали все, кроме, пожалуй, самого Шарипа. Чем она хуже других казахстанских фильмов, которые хвалят, - большой вопрос. Посмотрим, что скажет “евразийское” жюри.
***
Картины картинами, но если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь можно. В этом году заявленный список гостей был строже, чем в прошлых, зато состоялся почти без поправок. Из ожидаемых не прилетел, пожалуй, только Микеле ПЛАЧИДО. Говорят, у него заболела мать.
Софи МАРСО и Кристофер ЛАМБЕРТ прошлись по красной дорожке, а потом скоропостижно улетели. Двумя днями позже попрощался и Жерар ДЕПАРДЬЕ (см. “Весомый, грубый, зримый”, “Время” от 25.09.07.) - мэтр, хваливший все и всех подряд, как никто другой.
Рассказывали также, что Жерар во время приезда обсуждал с сильными мира сего не только кино, но и свои бизнес-планы. Так, на Кок-Тюбе он предлагал одному большому чиновнику какие-то прожекты. Оно и правильно - чего время терять? Тем более что его было совсем немного.
Поговаривают, что поначалу вместо индийской звезды Нандиты ДАС из Болливуда должна была прибыть Айшвария РАЙ, но не сложилось. Организаторы заметили, что они Рай и не планировали привозить, однако упомянули, что она стоит сумасшедшие деньги - 400 тысяч долларов. Как это они не планировали привозить, но знают про цены - не у меня спрашивайте. Но Нандита - тоже Дас ист гут, все время улыбалась и кланялась аудитории, сложив ладошки к очаровательному подбородку.
Еще прилетел незапланированный Лейн ДЭВИС - вечный Мейсон из бессмертной “Санта-Барбары” (интервью с ним читайте в субботнем выпуске). Кстати, визит Дэвиса и продюсера американских актеров Габриэля ГРЕНФЕЛДА организовали Токтар и Майра КАРСАКБАЕВЫ - наши кинематографисты, переехавшие несколько лет назад в США в поисках лучшей жизни.
В прошлом году они организовали Стивена СИГАЛА. Так что, видимо, жизнь действительно стала лучше.
Еще должны прибыть Жаклин БИССЕТ и Арманд АССАНТЕ.
***
Из-за плотной сетки мероприятий, которая к тому же время от времени “плавала”, очень трудно было успеть совместить просмотр фильмов с просмотром актеров.
Что бы вы выбрали - пойти на картину Алексея ПОПОГРЕБСКОГО “Простые вещи” или попасть на пресс-конференцию с Депардье? Ну, положим, сложные фильмы о простых вещах вам ближе. Вы едете в просмотровый зал, а копию картины россияне не привезли, и балом правит господин облом на пару с грузинско-французским фильмом “Наследство”. Одно утешает - фильм хороший.
Собственно, из-за таких накладок на пресс-конференции, посвященной казахстанской анимации, старейшина отечественной мультипликации Амен ХАЙДАРОВ заявил:
- Я ожидал большего внимания прессы, честно говоря... А пришли, как я вижу, одни мультипликаторы.
Ну а другого, видимо, в промежуток между пресс-конференциями Юрия ЖУРАВЛЕВА с Львом ПРЫГУНОВЫМ и Депардье трудно было ожидать.
***
По большому счету фестивальные накладки, проблемы организации и отбора - это проблема не “Евразии”, а того, кто решает его судьбу. Каждый год после закрытия фестиваля никто из организаторов не знает, состоится ли он в следующем году. А если даже состоится, то сколько на него бюджет выделит денег? Всем понятно, что необходимо создавать постоянно действующую дирекцию: фестиваль - это не секс для тех, кому за 70, чтобы заниматься им раз в год. И не время года, приходящее само по себе в урочный час. И раз уж начали, то надо продолжать - за три сезона подряд страна, что ни говори, привыкла к “Евразии”.
Но постоянно работающий фестиваль влечет за собой другие расходы, другую схему работы, другую концепцию, наконец.
Ну и спрос, разумеется, тоже будет другим.
А кому это надо?
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

