7669

Даши прекрасные порывы

Даши прекрасные порывыБурятский скульптор и ювелир Даши НАМДАКОВ (на снимке - слева) представил в Алматы выставку, объехавшую практически весь мир. Маршруты экспозиции “Вселенная кочевника” расписаны на несколько лет вперед. Актриса Ума ТУРМАН носит его украшение. Шаман вытащил его с того света. В бытность студентом он был изолирован от остального курса - за самобытность. Трудно сказать, что из перечисленного больше поражает воображение...

Выставка в Алматы была приурочена к выходу в прокат фильма “Монгол”. Даши НАМДАКОВ - художник-постановщик этой ленты. Обрамленные графическими листами скульптуры действительно создают особую планету, населенную медитирующими воинами, лошадьми, жадно раздувающими ноздри, женщинами, сливающимися со стихией. Все это скорее напоминает танец или причудливую музыку, чем живопись. Наверное, поэтому режиссер Сергей БОДРОВ не удержался и пришел на “Вселенную кочевника”, несмотря на очень плотный график: “Я сам азиат по натуре, Азия у меня в крови…”.
Особое место в творчестве Намдакова занимают ювелирные работы - лаконичные и совершенные, как представление его предков о могучих силах, охраняющих спокойствие людей. Даши не знает рамок - он может сделать скульптуру из конского волоса и кожи, может смять бронзовую подставку под конем, словно горячий скакун только что остановил свой бег. Многие зрители, пытаясь найти хоть какие-то пересечения со знаковыми фигурами мировой живописи, радостно шептали: “Дали, Сальвадор Дали”. Хотя сам художник Надмаков не приемлет сравнения даже с таким гением.
- Иногда мне даже говорят, что я удачно придумал себе имя, созвучное с Дали, - говорит Даши. - Но меня действительно зовут Даши, и ничего общего с этим художником я в своих работах не вижу. Мой самый великий учитель - это отец, человек трудной судьбы.
- Как вы попали в команду Бодрова?
- Мы не были знакомы. Сергей Бодров пришел ко мне в мастерскую и предложил участвовать в проекте “Монгол”. Вы знаете, что буряты - это этнические монголы, проживающие на территории России. И для нас тема Чингисхана - табу. Мы стараемся даже не произносить его имени. Поэтому первым желанием было отказаться. Но мне понравился подход Бодрова к этой теме, и я понял, что он может сделать фильм, который изменит отношение к Чингисхану, воспитанное старыми учебниками. И хорошо, что эту картину снял европеец. Если бы это сделал азиат, то его обязательно упрекнули бы в некоторой “заинтересованности”. Я не хочу полностью приписывать себе лавры художника-постановщика - над фильмом работала очень большая команда художников. Мне отводилась роль некоего мерила, я часто говорил: это правильно, а то нет.
- Вы сами какую религию исповедуете?
 - Я вырос в буддистской семье, но себя считаю в большей степени шаманистом и язычником. Для этого есть веская причина: с 15 до 22 лет я очень сильно болел, несколько раз практически умирал. Так продолжалось до тех пор, пока шаман не провел обряд. И на следующий день я стал абсолютно здоровым человеком. Этот факт перевернул мое сознание.
- Между художником и шаманом есть что-то общее?
- Я уверен, что это так. Шаманом рождаются, а не становятся только потому, что научились этому делу. То же самое и с художниками. Если влили в твою кровь немного особого раствора - ты художник. Надеюсь, что я один из таких.
Даши уже давно имеет свою мастерскую и целую команду подмастерьев, которая помогает ему воплощать идеи и организовывать выставки. Мастера, работающие с Даши, по его собственному утверждению, владеют самыми современными технологиями и им нет равных в России. Во всяком случае, второй Вселенной - такой же, как у него - уж точно не найти.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО,
evdokimenko@time.kz
фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть