Миссия президента
После публикации документального сериала “На дальней станции сойду” (см. “Время” от 18, 21, 22, 25.8. и 15.9. 2007 г.) вице-министр МВД РК Алик ШПЕКБАЕВ дал задание руководству транспортной полиции навести порядок в поездах и на вокзалах, а президент АО “Пассажирские перевозки” Ракимберген ТОКСЕИТОВ (на снимке справа) заявил нашей газете, что готов проехать в качестве рядового пассажира по всей стране, чтобы потом, вооружившись конкретными фактами, наводить порядок в своем хозяйстве. Пока же он предпочитает говорить не о том, что есть, а о том, как должно быть.
(Продолжение. Начало в №№ от 18, 21, 22, 25. 8 и 15. 9. 2007 г.)
- Сколько пассажиров
знают
, - риторически спросил Ракимберген Токсеитов, -
что проводник обязан не только стелить белье, но и собирать его? Кроме того, он должен быть вежливым, говорить исключительно “будьте любезны, спасибо, пожалуйста”, а не кричать. Помочь устроиться с удобствами пассажирам с детьми и пожилым, а перед остановками напоминать выходящим пассажирам, не забыли ли они свои вещи. Главное - разговаривать со всеми на “вы”. Никакие обстоятельства не дают права проводнику грубить, хамить и т. д.
Увы, все это - из области ненаучной фантастики. Проводники даже не улыбнутся лишний раз. Не говоря уже о том, чтобы четырежды в день, как прописано в инструкции, убирать оба туалета в вагоне и дважды в день делать влажную уборку. Нет у них права забивать тамбуры, полки, рундуки и даже свои служебные купе баулами - а они делают это сплошь и рядом. Проводник и начальник поезда за небольшую сумму (максимум, что зарабатывают проводники на провозке сверхнормативных грузов, - 200 долларов) сознательно подвергают немалому риску жизнь и здоровье сотен пассажиров. Эти факты г-н Токсеитов оспаривать не стал. Как признал и отсутствие порядка на вокзалах. Например, на станции Алматы I в реконструкцию вокзала вбухали миллионы тенге, а пассажирам, чтобы пройти на посадку, приходится спускаться в тоннель и подниматься по крутой лестнице наверх, таща с собой сумки и маленьких детей. Почему бы не установить эскалаторы? Разве железнодорожники, неплохо зарабатывая на пассажирах, не должны думать об их удобстве?
- Справедливый упрек! Мы подумаем, как решить эту проблему, - пообещал Ракимберген Токсеитов.
Другая большая проблема - ветхость вагонов. Как выяснилось, при общей численности вагонного парка (2090 пассажирских вагонов) каждый год выходят из строя около 100.
- Средний срок службы вагона - 17-20 лет, и если мы не заложим деньги на приобретение в 2008 году 300 новых вагонов, то к 2015 году мы сумеем перевезти лишь 60 процентов пассажиров. Для оставшихся 40 просто не хватит вагонов, - признает руководитель “Пассажирских перевозок”.
Не хватает и вагонов-ресторанов. А там, где они есть, царит антисанитария. В эти вагоны подсаживают безбилетников, нередко в холодильниках и под сиденьями полицейские находят контрабанду - наркотики и прочие запрещенные грузы. Г-н Токсеитов пообещал решить и эту проблему, добавив, что на днях в 11 поездах дальнего следования появятся рестораны.
- Пассажиры за свои же деньги могут “купить” пищевое отравление - такие факты мне известны. Травятся люди, покупая еду на перронах и в самих поездах у местных торговцев. Пассажирам, которым ехать двое-трое суток, питаться, конечно, нужно. И здесь мы наведем железный порядок, - уверяет Ракимберген Токсеитов.
- Ракимберген Каиргалиевич, когда вы последний раз садились в поезд?
- Недавно ездил в Алматы.
- Чем недоволен пассажир Токсеитов?
- Плохим сервисом, грубостью и невоспитанностью некоторых проводников. Одним словом, всем тем, о чем мы с вами говорили.
- А как намерен решать эти проблемы главный железнодорожный перевозчик Токсеитов?
- Буду ездить инкогнито на всех поездах, пока не наведу порядок. О результатах вам дополнительно сообщим.
- Президент КТЖ Жаксыбек КУЛЕКЕЕВ в одном из интервью заявил, что проводники “отмечаются” наверху. Скажите, за что конкретно они платят и кому?
- Проводник легко уязвим. Его может обидеть любой - начиная от работника санэпидемстанции и заканчивая полицейскими. Я уже не говорю о наглецах, которые буквально по головам пассажиров и проводников лезут без билетов в вагоны, диктуют свои условия. Даже скотину везут в пассажирском поезде! Недавно два проводника попытались высадить безбилетников - сейчас оба лежат в реанимации: их жестоко избили. И это будет продолжаться до тех пор, пока во всех поездах не появятся полицейские, которые обеспечат полную безопасность пассажиров и проводников.
- Так за что платят ваши подчиненные?
- (После долгой паузы). Лично мне не предлагали.
- А г-н Кулекеев говорит, что ему предлагали - за то, чтобы не ломал устоявшуюся систему. Вы сами заявили, что пытаетесь ее искоренить...
- Когда я недавно ездил в Алматы, был шокирован тем, что более 760 квадратных метров вокзала Алматы I прежние шефы отдали одному предпринимателю в аренду на 10 лет! При этом первый год частник не платил за аренду... Около 24 миллионов тенге одних налогов уплыли мимо казны. Значит, эти деньги кто-то прикарманил.
Что ж, воровством в системе АО “КТЖ” сегодня никого не удивишь. А вот упрек г-на Токсеитова в адрес полицейских подтверждает статистика МВД. Только против сотрудников Юго-Восточного ДВД на транспорте с начала года возбуждено 16 уголовных дел. Полицейские подозреваются в коррупции, превышении должностных полномочий и злоупотреблении властью. Четверо уже сидят. Например, оперуполномоченный криминальной полиции этого ДВД капитан Достан НИЯЗОВ зарабатывал на жизнь вторичным оборотом наркотиков. Жителю одной из станций офицер предложил крупную партию героина в обмен на телевизор и видеокамеру. Предприимчивый сыщик арестован, ведется следствие.
Только цифры
С начала года ревизоры задержали более 2200 безбилетников и выявили факты провоза “левого” груза общим весом в 65 тонн. Виновные, среди которых и проводники, оштрафованы почти на 15 миллионов тенге. Только за 10 дней сентября выявлено 146 безбилетных пассажиров и более 4 тонн неоформленного груза.
Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы
kuchukov@time.kz