7837

Хлебная лихорадка

Вчера на селекторном совещании в правительстве министр сельского хозяйства РК Ахметжан ЕСИМОВ заявил, что “по экспорту муки Казахстан вышел на первое место в мире”. Эта новость может порадовать разве что чиновников, но не простой люд, которому подобное мировое лидерство явно выходит боком. Пока министр рапортует о достижениях, цены на хлеб и муку неумолимо ползут вверх.

Вообще в последние дни бравурные рапорты из Минсельхоза сыплются как из рога изобилия. Казахстан уже собрал 12,4 миллиона тонн зерна, на подходе еще 7-8, по крайней мере, господин Есимов заявляет о том, что нынче республика соберет до 20 миллионов тонн зерна. Правда, в бункерном весе, то есть без учета утруски-усушки. При этом с нескрываемой гордостью министерство заявляет о своих планах: экспортировать около 9 миллионов тонн зерна. Казалось бы, нам остается целых 11 миллионов тонн. Чего ж горевать - живи да радуйся, уплетай булочку с кунжутом. Но не тут-то было.
Между тем уже сейчас многие мукомольные предприятия и хлебобулочные комбинаты страны испытывают дефицит сырья. И это при таких темпах производства зерна!

- В Алматы хлебный кризис начался давно, в городе практически нет муки, - рассказывает директор хлебопекарни “Эдит” Маргарита ПЕРЕСЫПКИНА. - Правда, горожане пока нехватки хлеба остро не ощущают: предприятия работают, используя старые запасы сырья. К тому же мука, которая есть в городе, заметно подорожала. Мы кое-как перебиваемся, а многие мелкие пекарни вообще закрылись. На рынке мы уже 10 лет, и я не припомню, чтобы были подобные кризисы. Трудности - да, но мука всегда была в наличии. А сейчас ее просто нет! Продали всю за границу - в Афганистан, Киргизию, на Украину, в Россию. А мы остались ни с чем. Если это не так, тогда скажите: где мука? Урожай в прошлом году был хороший, ничего не сгорело, никто ее не съел. Продавать зерно за рубеж выгоднее - там платят больше. А мы - крутись как хочешь. Нам звонят из мелких магазинов и просят хлеб, но мы ничем им помочь не можем: крупных бы клиентов обеспечить.

Тем временем цены в Алматы уже доходят до 50 тенге за булку формового пшеничного хлеба, который традиционно пользуется повышенным спросом.

- Рост цен на хлеб основывается на инфляционных ожиданиях: все готовятся к скачку цен на продукцию, а потому, предугадывая его, и поднимают цены на хлеб, часто необоснованно, - говорит начальник отдела торговли департамента предпринимательства и промышленности акимата города Алматы Адис СЕЙДАКМАТ ОВ. - Крупнейший производитель хлеба в Алматы - хлебобараночный комбинат “Аксай” - отпускает белый формовой по прежней цене - 36 тенге за булку. А уже потом сами предприниматели делают такие “накрутки”. В результате с прилавков хлеб продают по 45-50 тенге. Но это не вина производителей, которые хотя и испытывают трудности (ведь поднялись цены на муку и на зерно), тем не менее пытаются сдерживать цены.

В этом году “золотой зерновой пояс” земли - Канада, Украина, Россия - остался без урожая. Цена за тонну зерна на мировом рынке доходит до 200 долларов против $170 в прошлом году. И тем не менее спрос на продукцию растет.
- По северу Казахстана, главному зерновому району страны, ездят российские и украинские рейдеры и скупают зерно, - продолжает Адис Сейдакматов. - А нашим производителям выгоднее продавать продукцию за границу, отсюда и дефицит муки внутри страны. Наш акимат направил письма своим коллегам на севере республики с просьбой посодействовать в приобретении зерна по сниженным ценам.
А пока мы усиленно перекачиваем зерно за бугор, цены на муку растут как на дрожжах. Наши производители хлеба, конечно, могут покупать дорогое сырье, но тогда еще выше взлетят и розничные цены на хлеб.
 
- А чего вы хотели? Казахстан находится в рыночных условиях: производители куда хотят - туда и продают зерно, - говорит один из ветеранов агробизнеса, экс-премьер Казахстана Сергей ТЕРЕЩ Е НКО. - Если за границей платят 250 долларов за тонну, то кто же будет продавать его внутри страны по $150?! Другое дело - государство должно заботиться о своих малоимущих гражданах. Пусть платит им хлебную надбавку - своеобразную компенсацию. О крестьянах-то тоже надо думать: они, что, зря весь год корячились? Что ж раньше никто не возмущался, когда зерно продавали по 60 долларов за тонну? Без хлеба мы не останемся, я могу это точно сказать, а цена - это уже другой разговор…
А может быть, нынешний кризис создан искусственно: кто-то просто ждет пика цен, чтобы навариться?

- Я думаю, что производители муки и хлеба просто выжидают, - комментирует ситуацию президент Независимой ассоциации предпринимателей Талгат АКУОВ. - В скором времени прогнозируется повышение тарифов на электроэнергию. Цены искусственно сдерживали до выборов, народ проголосовал - теперь можно приступать к непопулярным мерам. Будет расти стоимость киловатт/часа, соответственно постепенно поползут вверх и цены на все остальные продукты. А мукомолы, зная об этом, просто придерживают зерно: зачем им потом терять колоссальные прибыли? Никто не будет работать себе в убыток. Не исключаю, что сейчас наши властные мужи договариваются о том, до каких пределов взвинчивать цены на хлеб. Как только потолок будет достигнут, тут же на прилавках появится вдоволь хлеба - только платить за него придется дороже…

Оксана АКУЛОВА, Алматы


Талоны пока не ввели

В Петропавловске, несмотря на повышение стоимости зерна, в 12 фирменных магазинах местного хлебокомбината продается самый дешевый хлеб в республике - по 30 тенге за буханку. Но и здесь ввели ограничения: в одни руки теперь отпускают не больше двух булок.
Директор Петропавловского хлебобулочного комбината Ермек АРГИНОВ объясняет такую норму отпуска тем, что спекулянты начали скупать дешевый хлеб для перепродажи:

- Вполне возможно, что его начали вывозить в Кокшетау, где стоимость буханки дошла до 55 тенге. Так что подобное ограничение - единственный способ защитить наших потребителей.

Впрочем, по словам Ермека Аргинова, подобная хлебная дешевизна в Петропавловске не может продолжаться долго. Местные хлебопеки по экономическим причинам уже не в состоянии удерживать низкую цену. На прошлой неделе они обратились в антимонопольный комитет с заявкой о повышении цены булки хлеба до 42 тенге. Однако 10 сентября ее им вернули без рассмотрения, поскольку из-за изменений в законодательстве антимонопольщики сами не знают, кто должен заниматься этим вопросом.

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, Петропавловск

Мертвый сезон

Цены на хлеб снизятся скоро, но вернуть их на прежний уровень мы не сможем. Такое заявление сделали власти Южного Казахстана после того, как посовещались со всеми зерноперерабатывающими предприятиями. Тем временем хлебный кризис спровоцировал социальную напряженность в регионе.

Совещание с  зерновиками провел аким области Нургали АШИМОВ. Встреча прошла за закрытыми дверями. По окончании переговоров с предпринимателями первый замакима области Ислам АБИШЕВ объяснил природу хлебного кризиса:

- Наша область располагает мощностями по переработке зерна в муку в 750 тысяч тонн, а годовая потребность выше почти в четыре раза. Все наши предприниматели работают с месячным запасом зерна. Но в начале лета закуп пшеницы стал затруднительным, а в июле на рынке вообще кончились прошлогодние запасы. В связи с этим некоторые наши мельницы по 1-2 месяца не работают. Уборка урожая на юге только что закончилась, а на севере как раз началась, то есть сложился “мертвый” сезон -  между старым и новым урожаем. Подорожание муки и хлеба произошло из-за отсутствия пшеницы. Возможно, это ошибка местных исполнительных органов, которые не смогли предвидеть того, что произойдет.
Власти договорились с перерабатывающими предприятиями, что те будут продавать мешок  муки по 2,5 тысячи тенге. Тогда как последнее время его стоимость подскочила до пяти тысяч. Замглавы области сообщил:
- Уборка зерновых на севере уже началась, отгрузка зерна началась прямо только что… Я думаю, что в течение недели, от силы десяти дней цена на муку стабилизируется… Цены будут снижаться, но прежних в этом году уже не будет.

Между тем людское недовольство резко подскочившими ценами на хлеб растет. На днях инициативная группа шымкентских пенсионеров озвучила официальное обращение, адресованное правительству страны. В нем старики требовали “немедленного вмешательства первых лиц государства в создавшуюся взрывоопасную ситуацию”. С аналогичным требованием к властям обратились представители партий, общественных движений и объединений, проф­союзов и Общества защиты прав потребителей Южного Казахстана.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, Шымкент

Комментарий в тему

Балташ ТУРСУМБАЕВ, политик, экс-министр сельского хозяйства РК: Завтра будет поздно

- У рачительного хозяина в запасе всегда должен лежать годовой запас пшеницы. Но в настоящее время идет погоня за деньгами: безудержная долларизация никому не дает покоя. Цены на зерно на мировых биржах доходят до 360 долларов за тонну. А в начале хлебозаготовительного сезона государственная продкорпорация предлагает крестьянам заниженную цену. Вот они и стараются продавать зерно тому, кто платит больше, то есть - за границу. Если сейчас мы не примем кардинальных мер, не обеспечим годового запаса пшеницы до следующего урожая, уже в этом году нас будут ждать серьезные катаклизмы.
Во многих регионах Казахстана зерно завозное, в частности в обеих столицах. Что будет, если завтра Алматы и Астана останутся без хлеба? О последствиях можно только догадываться. Поэтому государству уже сейчас нужно менять зерновую политику. Завтра будет поздно...

Розничные цены на хлеб и муку в Алматы:

Булка формового пшеничного хлеба в 2006 году стоила около 35 тенге.
В апреле 2007 года - 40 тенге, в августе - 45 тенге, в сентябре - 45-50 тенге.

Мука пшеничная первого сорта в 2006 году тянула на 52-54 тенге за килограмм.
В марте-апреле 2007 года - 50-56, в августе - 60, в сентябре - 75 тенге.

По данным опроса предприятий отделом торговли акимата Алматы.

Поделиться
Класснуть