Поднимите им веки!
Благодаря вмешательству газеты “Время” жизнь строителей алматинского метро, похоже, начала налаживаться. Во всяком случае, по словам самих рабочих, руководство тоннельных отрядов № 1 и 2 стало относиться к ним гораздо лояльнее. Теперь начальство в разговорах с подчиненными воздерживается от ненормированной лексики, а главное - постепенно ликвидирует долги по зарплате. Метростроевцы рассказали, что сразу после выхода статьи “МЕТРОвый диапазон” (см. “Время” от 28.8.2007 г.) им выплатили денежное довольствие за июль. А зарплату за август обещают уже до 10 сентября.
Это подтвердил 6 сентября на очередном заседании комиссии по анализу хода строительства метро гендиректор АО “Алматыметрокурылыс” Мурат УШКЕБАЕВ. Напомним, сама комиссия, в состав которой включен и наш корреспондент, была создана распоряжением акима Алматы после публикации интервью Геннадия БЕНДИЦКОГО с экспертом Русланом ИВАНИЦКИМ (см. “Тайны подземки”, “Время” от 16.8.2007 г.). Итоги работы комиссии будут подведены после 17 сентября.
Председатель комиссии зам-акима Алматы Маулен МУКАШЕВ сообщение главы метростроя встретил с удовлетворением.
- Это нормальная практика - выплачивать зарплату до десятого числа следующего месяца, - заявил он. - Я думаю, вопрос с задержками по зарплате уже давно решен.
Что ж, до 10 сентября остаются считаные дни. Вот газета “Время” и проследит за тем, чтобы слова метростроевского начальства не расходились с делами.
Впрочем, на заседании комиссии в четверг выяснилось: задержки зарплаты - далеко не единственная проблема будущей подземки.
Первый заместитель директора ГКП “Дирекция строящегося метрополитена Алматы”
Ринат
АБДУГАЛИЕВ “обрадовал” известием о том, что не успевает уложиться в сроки закупа подвижных составов и эскалаторов.
- Срок изготовления вагонов - два года, - объяснил он. - Поэтому тендер на покупку подвижных составов следует провести как можно скорее.
Поставка первых вагонов намечена на первый квартал 2009 года, электродепо - на конец этого года, а вентиляционного оборудования - на следующий год.
- По нашим планам, в первом квартале 2009 года все оборудование, включая вагоны, уже должно быть смонтировано и опробовано, - сказал Абдугалиев. - Сам же запуск метро мы запланировали на сентябрь 2009 года.
Согласно подсчетам специалистов “Дирекции”, первую ветку метро после ввода ее в эксплуатацию будут обслуживать порядка 800 человек. Выяснилось, что в этом году запланировано выделить 26 млн. тенге на обучение специалистов по обслуживанию метрополитена и заключены договоры с Академией транспорта и коммуникаций и с Институтом энергетики и связи. Правда, два этих вуза смогут осилить лишь подготовку специалистов среднего звена. Остальных намерены приглашать из-за рубежом.
- В связи с этим нам необходимо заложить в расходную часть определенную сумму на приглашение таких специалистов и строительство жилья для них, - заявил г-н Абдугалиев. - Из Москвы мы вряд ли сможем кого-нибудь пригласить, поэтому, скорее всего, будем обращаться к специалистам из Ташкента, Казани, Новосибирска.
Известие о дополнительных зат-ратах на строительство жилья не вызвало оптимизма у Маулена Мукашева.
- Не легче ли нам уже сейчас отправить своих специалистов на стажировку за рубеж? - задался риторическим вопросом замакима. - Оплатить им учебу, зарплату. Это, наверное, будет дешевле...
На что получил от Рината Абдугалиева обезоруживающий ответ:
- Нет никакой гарантии, что они, окончив учебу, вернутся назад.
Кроме всего прочего, оказалось, что совершенно не ясно, как будет использоваться метрополитен в случае чрезвычайных ситуаций. Проектировщики поначалу предлагали совсем убрать из будущей подземки помещения, предназначенные для служб ЧС. Между тем, по словам специалистов, во всех постсоветских метрополитенах на содержание этих служб уходит 16-18 процентов от общего финансирования подземки.
- ЧС нас атакует: недовольны, что мы их объекты убираем. Нам надо решить, нужны нам эти объекты или нет. Тут было сказано, что от современного оружия никакое метро не спасет, - заявил председатель комиссии, поручив “все проанализировать и просчитать”.
В общем, Алматинское метро станет отнюдь не дешевым удовольствием для городской казны. Зато пассажиры, по словам г-на Абдугалиева, смогут прокатиться с ветерком за полтинник. Тоже, конечно, дороговато. Однако если слухи о грядущем повышении стоимости проезда автобусом до 70 тенге верны, то метро имеет все шансы стать воистину народным транспортом.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ,
фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы