Шумел камыш, и судьи гнулись
Осенью прошлого года газета “Время” писала о проблемах, возникших у
прославленного казахстанского альпиниста, первого казаха, побывавшего на вершине Эвереста, кавалера орденов “Курмет” и Дружбы народов, медали “За трудовую доблесть” Казбека ВАЛИЕВА (“На крючке”, 19.10.2006 г.
и “Как аким рыбаков ОТЕСывал”, 9.11.2006 г.). Легендарный спортсмен и тренер начал развивать в регионе туристическое дело задолго до того, как о необходимости этого заговорили с больших трибун. За 17 с лишним лет работы в наших непростых условиях он смог создать эффективный и совершенно прозрачный бизнес. Принимал иностранных туристов так, чтобы Казахстан у них оставлял только приятные воспоминания.
В прошлом году на конкурсе Минсельхоза РК, распределявшем рыбохозяйственные водоемы, компания Казбека Валиева “Хан-Тенгри” получила права на использование в течение 10 лет Акозекской озерной системы, расположенной в дельте реки Или, между Капчагайским водохранилищем и Балхашом. Сразу после тендера на предпринимателей начался целенаправленный и массированный наезд со стороны целого ряда государственных органов Алматинской области.
На фото:
Казбек Валиев (справа) делает все, чтобы Или не стала мертвой рекой.
На беду знаменитого альпиниста, Акозекская озерная система приглянулась еще одной частной структуре -
ТОО “Отес БиоАзия”. У этой компании имелись очень серьезные покровители, говорили, что она близка небезызвестному в республике
Ерлану АТАМКУЛОВУ, который тогда вовсю рулил Казахстанскими железными дорогами. Методы, которые использовали в борьбе с Валиевым его конкуренты, джентльменскими не назовешь.
Сначала неизвестные лица спалили международный лагерь на одном из островов Акозекской озерной системы, оповестив через Интернет всех зарубежных клиентов Казбека, что с туристической компанией прославленного альпиниста покончено. Не сработало.
Тогда подсунули на подпись
акиму Алматинской области Серику УМБЕТОВУ постановление, которое перечеркивало решение конкурсной комиссии Минсельхоза. Подписав его, областной аким не на шутку подставился, нарушив целый ряд законов. Он своим единоличным решением создал в Алматинской области монополию на добычу рыбы, отдав все на откуп ТОО “Отес БиоАзия” и поставив на колени около 40 других таких же предприятий. Но Серик Абикенович, видимо, понял, что его использовали “втемную”, и вскоре отменил свое постановление.
Потом в лагере Казбека Валиева высаживался вооруженный десант в камуфляже для запугивания иностранцев. Следом пошли многочисленные проверки со стороны областной рыбинспекции...
Не совсем понятно, что надеялись обнаружить инспекторы рыбоохраны в международном лагере для иностранных туристов. Ведь деятельность “Хан-Тенгри”, наверное, самая щадящая для ихтиофауны дельты Или и Балхаша, так как клиенты Валиева не добывают рыбу даже для своего стола - они лишь ее взвешивают, фотографируют и сразу же отпускают. Причем ловят исключительно на поплавочную удочку.
Но все эти неприятности показались Валиеву сущей мелочью, когда в бой пошла прокуратура Алматинской области и Балхаш-Алакольское межобластное управление рыбного хозяйства.
Поскольку серьезных оснований для нового наезда не нашлось, местные власти стали утверждать, что туризм, основанный на любительской и спортивной рыбалке иностранцев, не имеет отношения к ведению рыбного хозяйства. Мол, туризм - это всего лишь спорт. Казбека Валиева обвинили в нецелевом использовании водных угодий и поставили вопрос о расторжении контракта с “Хан-Тенгри” и признании незаконными результатов конкурса, проведенного полтора года назад Минсельхозом.
Акозекская система сегодня на всем протяжении Или - единственное место, где рыбу ловят только на поплавочную удочку. А вот все водное пространство большой реки вокруг этой озерной системы, а также прилегающие Капчагайское водохранилище и озеро Балхаш перетянуты тысячами километров сетей. Рыболовецкие промысловые бригады сплошь и рядом пользуются самым дешевым и доходным, но и самым варварским и незаконным способом промышленной рыбалки - электроудочкой. Браконьерская рыба беспрепятственно вывозится грузовиками на рынки и к местам переработки.
И если Валиев исправно платит налоги, то выручка браконьеров остается в тени.
Туристическая компания, конечно, пытается защищаться. В свою очередь она подала иск в суд на областную прокуратуру, заподозрив, что прокурорское постановление инсценировано “Отес БиоАзией” и основано на подложных документах.
После того как “Хан-Тенгри” подала в суд на прокуратуру, управление рыбхоза тут же отозвало свой иск. В ходе судебного процесса прокуратура не смогла представить ни одного документа, подтверждающего, что прокурорская проверка действительно проводилась. Ни регистрационных номеров, ни официального предписания, ни документально оформленных результатов этой проверки, ни даже списка сотрудников, ее проводивших. Впрочем, было видно, что прокуратура и не собиралась ничего доказывать. На все доводы истцов представитель прокуратуры области заявлял, что “насчет “Хан-Тенгри” был некий приказ из Генеральной прокуратуры.
Можно только гадать, почему эту подозрительную ссылку на Генпрокуратуру не удостоила своим вниманием
судья экономического суда Алматинской области АХАНОВА.
Дальше - больше.
На суде вдруг выяснилось, что прокурорское предписание, из-за которого и разгорелся весь сыр-бор, вовсе необязательно к исполнению, поскольку носит лишь рекомендательный характер. Но даже и после такого странного заявления представителя прокуратуры суд отказал в иске туркомпании “Хан-Тенгри”.
А уже на следующий день в суд на туристическую компанию “Хан-Тенгри” вновь подало Балхаш-Алакольское межобластное управление рыбного хозяйства. Теперь истец будет доказывать обратное: предписание прокурора хоть и имеет рекомендательный характер, но к исполнению обязательно.
...
Тем временем на самой границе Акозекской озерной системы, у самой кромки воды, выросла новая гостиница в несколько этажей. С электричеством, горячей водой, спутниковым телевидением, кондиционерами и двухспальными кроватями в каждой комнате. Говорят “Отес БиоАзия” в это строительство вбухала полмиллиона евро. Понятно, почему владельцы всего этого богатства очень недовольны тем, что иностранные рыбаки едут не к ним, а к Казбеку Валиеву, предпочитая шикарным апартаментам скромные камышовые бунгало. Деловые люди со связями надеются, что их противостояние с Казбеком продлится недолго. По их собственным словам, средств для этого они не пожалеют…
Геннадий БЕНДИЦКИЙ, Алматы