Ультиматум из-под земли
В четверг, 23 августа, в Алматинском акимате состоялось первое заседание комиссии по анализу хода строительства метрополитена в Алматы, созданной после публикации статьи нашего корреспондента Геннадия БЕНДИЦКОГО “Тайны подземки” (см. “Время” от 16.8.2007 г.).
Возглавил комиссию заместитель акима Алматы Маулен МУКАШЕВ, а в ее состав включен автор этих строк.Как мы уже сообщали, комиссия должна до 17 сентября провести анализ строительства алматинского метрополитена с привлечением международных экспертов (см. “Разбор полетов”, “Время” от 18.8.2007 г.).
- В статье, опубликованной в газете “Время”, есть не совсем приятные моменты, - сказал, открывая заседание, г-н Мукашев. - Давайте постараемся разобраться в ситуации.
Однако доводам председателя комиссии вняли не все ее члены. Гендиректор “Алматыметрокурылыс” Мурат УКШЕБАЕВ заявил, что написанное в газете - “неправда”.
Обсудив примерный план действий, члены комиссии сошлись на том, что прежде всего необходимо спуститься в метро, дабы ознакомиться с обстановкой на месте. Спуск состоится сегодня, 25 августа, на пересечении улиц Богенбай батыра и Толебаева.
А вчера в редакцию пришли представители строителей метрополитена.
- Эту комиссию давно нужно было создать, - считает один из метростроевцев Георгий РЯЗАНОВ (имя и фамилия изменены по его просьбе. - Р.Б.). - Там у нас такой беспредел творится! Начальство нас за людей не считает. Мы для них просто быдло.
По словам Рязанова и его товарища Иманбека АСЕКЕРОВА (также просившего не называть его настоящую фамилию из-за риска быть уволенным. - Р.Б.), наиболее напряженная обстановка складывается в тоннельном отряде № 2.
- В первом отряде начальство к подчиненным более лояльно относится, а во втором только на матах разговаривает, - говорит Рязанов. - Но и в первом, и во втором отрядах одинаково плохая ситуация с деньгами. Нам уже третий год подряд не выплачивают заработную плату с ноября по март. Как-то так получается, что к осени у руководства заканчиваются деньги, и нам перестают платить заработную плату до марта, когда открывается новый финансовый год.
По словам проходчиков, не все чисто и с начислением заработной платы.
- У нас на щите КПШ-12 метр прокладки стоит 430 тысяч тенге, в среднем отряд проходит 535 метров в месяц, - говорит Рязанов. - Но при этом зарплата начисляется не за пройденные метры, а за то, какой разряд у человека. Кто-то целый месяц из рук отбойный молоток не выпускает и получает 56 тысяч, а другой, у кого разряд выше, может практически ничего не делать и получить 90 тысяч тенге.
На вопрос, действительно ли в строительстве метро используются шпалы, пропитанные креозотом (который, по словам собеседника Геннадия Бендицкого Руслана ИВАНИЦКОГО, не только вреден для здоровья, но и значительно удорожает строительство), метростроевцы недоуменно пожали плечами.
- У нас еще ничего нет, - говорит Рязанов. - Ни шпал, ни рельсов мы не видели... Мы сейчас только тоннели прокладываем, а за станции еще практически не брались. Может быть, только одна станция находится в состоянии полуготовности - та, которая на проспекте Райымбека. Но ее еще в советские времена строили. Самое легкое - это пробить тоннель, гораздо сложнее построить станцию.
Метростроевцы принесли в редакцию заявление, подписанное 118 рабочими отряда № 2. В случае невыполнения изложенных в нем требований строители намерены объявить забастовку.
- Мы больше не можем терпеть этот беспредел, - говорит Рязанов. - Начинаешь возмущаться условиями труда - тебе начальство говорит: “Не нравится - можешь увольняться”. Хорошо, я уволюсь, а кто придет вместо меня? У нас здесь не Караганда - проходчики табунами по городу не ходят.
- Если в ближайшее время у нас не наведут порядок, то, думаю, ни к 2009 году, как обещали власти города, ни через год алматинцы метро не дождутся, - решительно подытожил разговор Асекеров.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы