Синдром Березовки
Лето 2007 года. В ночь с 8 на 9 августа звездное небо внезапно померкло. Степь озарилась языками адского пламени. Раздался гул, как будто возле села разом взревели сотни танков. Разбуженные люди бросились закрывать окна. Березовку накрыло ядовитое облако.
Сельчане привыкли, что на территории Карачаганакского месторождения регулярно производят отжиг попутного газа. Но на этот раз по недосмотру оператора компании “Карачаганак Петролеум Оперейтинг” (КПО) отжиг начали без учета направления ветра, а он как раз дул на поселок. К тому же не были поставлены в известность ни районные, ни сельские власти.
Управляющий по вопросам охраны труда и технике безопасности КПО Казым ЛЕПЕСОВ был строг и короток в суждении:
- Мы разберемся, почему так получилось. Вероятно, ошибся наш сотрудник. Но предупреждать власти о начале отжига мы не должны!
Депутат маслихата Бурлинского района по Березовскому избирательному округу Василий ЧИГВИНЦЕВ недоумевает: “Они обязаны ставить нас в известность согласно закону о промышленной безопасности на опасных производственных объектах, тем более что ближайшая скважина от Березовки находится всего в четырех километрах”.
Эти слова подтвердил аким Бурлинского района Каиргали ИМАШЕВ:
- Раньше КПО нас всегда извещал о начале отжига. Через сельского акима мы проводим разъяснение среди жителей, чтобы не было волнений.
Жители злополучной Березовки уже пять лет вынуждены биться за право дышать нормальным воздухом. Все началось с того, что в 2002 году постановлением Министерства здравоохранения санитарно-защитная зона (СЗЗ) вокруг Карачаганакского месторождения была сокращена с пяти километров до трех. До этого Березовка подпадала под переселение. А теперь граница СЗЗ отодвинулась от жилья на полтора километра. Березовцы сколотили инициативную группу, которая на протяжении многих лет выступает за отселение в безопасное место. Возглавила ее сельская учительница Светлана АНОСОВА:
- Мы обращались во все инстанции, писали письма, требовали, чтобы нас услышали, но все напрасно. Мои земляки болеют, у многих странные симптомы. Несколько раз в поселке проводились медобследования, но врачи только разводят руками: дескать, ничего не нашли. Но мы им не верим, ведь их труд оплачивал КПО!
По сведениям замдиректора областного управления здравоохранения Кашуры АЖГУЛОВОЙ, средний показатель заболеваний здесь в полтора раз ниже, чем в других районах области, вредные вещества в атмосфере и почве не превышают предельно допустимых концентраций (ПДК). А что касается болезней, то они возможны из-за других факторов, например, из-за плохой питьевой воды.
Замначальника корпоративного отдела экологии КПО Руслан МУКАНГАЛИЕВ утверждает:
- Не доверять проверяющим организациям нет смысла. Казгидромет, проводивший экологический мониторинг, - серьезная компания. Они имеют лицензию и дорожат своей репутацией. А кто оплачивает работу - не важно. Наша компания, в свою очередь, проводит в Березовке большую работу по благоустройству и социальной помощи. Недавно пробурили две скважины для водоснабжения.
Жительница Березовки Алия МУКАНАЛИЕВА (на снимке) плачет:
- У меня две дочери. Одна совсем слепая. А старшая в свои 10 лет выглядит на 7, у нее отставание в развитии. И таких детей немало в нашем селе!
Роза ТУРМАГАМБЕТОВА сокрушается:
- Мой сын стал седым во 2-м классе. Он стесняется этого и просит меня покрасить ему волосы... Поймите, здесь страшно жить. Когда прошлой ночью на нас опустилось ядовитое облако, я хотела бежать из поселка, спасать детей.
- У нас нет даже средств спасения, если произойдет авария на скважине, - дополняет Светлана Аносова. - Есть старые противогазы, но они заперты на складе. И в случае чего мы даже не успеем добежать до него. К тому же противогазов всего несколько сотен и они детского размера, а в Березовке полторы тысячи жителей.
Между тем представитель КПО Казым Лепесов утверждает:
- В случае аварии прежде всего мы будем эвакуировать своих сотрудников. Спасением гражданского населения должно заниматься Министерство по ЧС. Впрочем, мы проводили оценку рисков и пришли к выводу, что в ближайшие 40-50 лет авария на нашем производстве невозможна с большой долей вероятности.
В 2006 году Генеральная прокуратура опротестовала постановление Министерства здравоохранения о сокращении размеров СЗЗ вокруг Карачаганакского месторождения.
- КПО регулярно нарушает природоохранное законодательство, - считает уральский природоохранный прокурор Серикбол ДУЙСЕНБАЕВ. - Сверхнормативные выбросы в атмосферу загрязняющих веществ в прошлом году составили около 15 тысяч тонн. КПО оштрафован на 770 миллионов тенге. В этом году наложено еще 730 миллионов штрафа. Но компании легче откупиться деньгами, чем привести производство в соответствие с законодательством об охране окружающей среды.
В июне этого года здесь начала работать независимая группа исследователей из Казахского национального медицинского университета имени Асфендиярова. Бригада врачей осмотрела почти всех жителей села, была взята кровь на генетический анализ. В перспективе - изучение почвы и воздуха. Профинансировал работы республиканский бюджет. Руководитель группы профессор Усен КЕНЕСАРИЕВ говорит:
- В нашу задачу входит, во-первых, дать заключение о возможности влияния последствий выбросов на здоровье населения Березовки, во-вторых, разработать научно обоснованные рекомендации о размерах санитарно-защитной зоны вокруг месторождения. Работы будут закончены в середине следующего года, после чего в правительстве решат, как поступить с поселком.
Между тем за борьбой, происходящей между бунтовщиками из Березовки и КПО, с тревогой наблюдают жители еще десяти сел, находящихся на границе с Карачаганаком.
Уральск - Аксай - Березовка
Андрей САРМИН,
sarmina@mail.ru