8356

Воруют все!

По словам начальника Западного департамента внутренних дел на транспорте Кайрата ТЫНЫБЕКОВА, “на железной дороге воруют всё...” С начала года зарегистрировано более 500 преступлений, львиная доля которых приходится на кражи. Чтобы остановить этот криминальный вал, на фирменных поездах появился свой участковый. Теперь офицер с двумя помощниками сопровождает состав от станции отправления до места прибытия.
- Это вынужденная мера, - говорит полковник Тыныбеков. - За сутки от Актобе до Астаны может произойти всякое. Раньше, когда случалась беда, жертве преступления приходилось ждать помощи по нескольку часов. А если преступление тяжкое - нужно было экстренно останавливать поезд, сбивая график движения. Сейчас участковые стали работать гораздо эффективнее и за считанные минуты без остановки движения предотвращают самые сложные конфликтные ситуации - от пьяных выходок хулиганов до краж, грабежей и наркоторговли. Результат: в три раза сократилось количество разбойных нападений, увеличилась раскрываемость по горячим следам и резко возросла выявляемость наркопреступлений.
- Кайрат Сагатханович, в начале нашего разговора вы сказали, что на железной дороге воруют всё. Расскажите, что именно воруют и кто эти воры.
- А что рассказывать? На месте все покажу, - полковник поднял трубку прямого соединения с дежурным: - Найдите Амрояна (Рудик АМРОЯН - начальник криминальной полиции Западного ДВДТ. - Т.К.), пусть захватит эксперта и на Актобе-сортировочную. Мы на въезде его подождем...
По дороге Кайрат Тыныбеков рассказал, что больше всего полицейских тревожат кражи металлических фрагментов железнодорожного полотна и поездов.
- По сути, на некоторых станциях идет разграбление и повреждение инфрастуктуры, что не может не сказаться на безопасности движения поездов. Трансформаторы, путевые будки, светофорные объекты, рельсы, костыли, накладки, тормозные колодки - навскидку могу перечислись еще два десятка предметов, которые воруют и сдают в пункты приема металлолома. И хотя значительная часть таких краж раскрывается, железная дорога остается весьма
привлекательным местом для криминалитета. А в последнее время взрослые стали привлекать к преступлениям детей. Пацаны забираются в вагоны, когда состав замедляет ход, сбрасывают груз, взрослые подбирают его и - прямиком в пункт приема металла. По идее, приемщики лома должны заявлять в правоохранительные органы о случаях сдачи металла без документов. Но, к сожалению, этого никто не делает: преступный сговор...
- Правда ли, что среди преступников в последнее время чаще фигурируют работники КТЖ, а некоторые становятся во главе организованных преступных группировок?
- Рудик, - полковник Тыныбеков обернулся к подъехавшему начальнику криминальной полиции, - интересный вопрос. Что скажешь?
- Представьте: местный житель залез в вагон, но его поймал обходчик, - говорит Амроян. - Оба тут же, на месте, нашли общий язык: вдвоем можно украсть больше. Начали воровать, а тут их накрыл сотрудник ВОХРа (военизированной железнодорожной охраны. - Т.К.). Но ион вместо того чтобы поднять шум, становится соучастником. Дальше к группе примыкает машинист, бригадир, мастер, дежурный диспетчер (а он может направить состав в любой тупик для разгрузки), руководство станций. И такая схема - до самого верха. Если раньше местный безработный мог украсть пару десятков килограммов товара, то теперь организованные группы воруют целыми сос­тавами. А потом сами же бегут к нам - помогите найти воров.
- Получается, железнодорожники сами на себя наговаривают? Какая им от этого выгода?
- Думают, что мы никогда не раскроем их махинаций. Они вроде бы отвечают за сохранность груза перед отправителем. А на деле получается совсем наоборот. Единст­венный выход - заявить о краже, чтобы хоть как-то сохранить свое лицо перед клиентом. Но мы сутками напролет колесим по железным дорогам и в конечном итоге раскрываем даже самые изощренные преступления. Я 22 года на этой дороге служу, все схемы преступников вызубрил.
- И сколько же раскрытых преступных группировок на вашем счету?
- Специально не считал, но за сотню перевалит. Это результаты деятельности только нашего управления. А есть еще убоповцы, наркоборцы, патрульные полицейские, сотрудники отдела по борьбе с терроризмом и экстремизмом. У каждого из них свои методы и результаты.
Рудик Амроян со знанием дела рассказывает о наиболее распространенных на железной дороге схемах краж. “Болгаркой” срезают болты крепления дверных замков - причем так аккуратно, что пломбы не повреждаются. За одну ночь 60-тонный вагон может опустеть. Под утро автогеном приваривают срезанный болт: на первый взгляд, ничего не нарушено. Но опытный глаз полицейского сразу заметит - заводская сварка на болте или нет. Кроме того, воры влезают в вагон через люки. А однажды неизвестные просверлили в полу отверстие и за ночь полвагона сахара как не бывало...
- Я несколько раз предлагал оборудовать системами видеонаблюдения хотя бы крупные станции, - говорит Кайрат Тыныбеков. - А железнодорожники говорят - дорого. Не спорю, но это того стоит. Ведь безопасность пассажиров, сохранность имущества, имидж, в конце концов, стоят намного дороже. Например, злоумышленники украли алюминиевые накладки колес - в подшипники попадает пыль, грязь, колеса выходят из строя. А тут ЧП. Машинист
экстренно тормозит, но состав продолжает двигаться: так называемая ходовая часть вышла из строя. Крушение неизбежно...Или, допустим, выкопали электрический кабель. Дорога обесточена, светофоры не работают, связи нет. Навстречу друг другу на скорости 70-80 км/час мчатся два состава. В каждом по 500 человек. Лобовое столкновение...
- Такие случаи были?
- Такого ЧП пока не было. Но это может случиться в любую минуту.
Перед самым отъездом из Актюбинска я обратил внимание, что обзор камеры наблюдения закрыл коммерческий киоск.
- Я говорил об этом, - объяснил начальник линейного отдела полиции Сарыбай САРСЕНОВ, - но начальник станции прямо заявил: прибыль интересует его больше, чем безопасность людей. Спорить я не стал. Вот обворуют вокзал или ограбят пассажира, а потерпевший начнет жаловаться во все инстанции - тогда посмотрим, как станционный смотритель запоет...
Алматы - Актюбинск - Алматы
О том, как железнодорожники вступают в преступный сговор с контрабандистами и наркодельцами, где прячут криминальный товар, - читайте в следующем номере.


Тохнияз КУЧУКОВ,
kuchukov@time.kz

Поделиться
Класснуть